Частновладельческие заводы на путях выхода из кризиса часть 4

Администрация не могла вывести округ в годы депрессии из задолженности. Более того, задолженность Государственному и частным банкам осложнилась к 1909 г. накоплением недоимок. Недоимки по Богословскому округу составили в 1909 г. солидную сумму в 138.7 тыс р. Положение Богословских заводов обещало коренным образом измениться к лучшему, когда в 1910 г. они получили крупный заказ от казны на изготовление рельсов для Амурской и второй колеи Сибирской железной дороги. Этот заказ обеспечивал заводы округа работой на 2—3 года. По сведениям Екатеринбургского отделения Волжско-Камского банка от 22 марта 1911 г., эти подряды были взяты «по хорошим ценам, и ожидается, что в эти годы, как и в минувший, заводы будут работать с солидной прибылью».

Благополучно пережили депрессию, как и кризис, заводы Шувалова. Все эти годы заводы работали с прибылью. По данным Главного управления имениями графа Шувалова, уральские заводы дали прибыли (хозяйственный год длился на заводах.
Не только благоприятные природные и транспортные условия определяли процветание округа. Производство было построено по принципу специализации и кооперирования заводов, как и предприятия кн. Абамелек-Лазарева. Доменное производство было сосредоточено на трех заводах: двух старых — Бисерском и Кусье-Александровском, построенных еще в XVIII в., и на новом заводе Теплогорском, основанном в 1884 г. Каждый из этих заводов имел по одной доменной печи. Все три завода к концу депрессии выплавляли около 8% чугуна всех уральских заводов. До 1907/08 г. заводы потребляли до 3.6 млн пудов железной руды, затем размеры выплавки чугуна начали быстро расти. Выход чугуна из руды составлял примерно 50 %. Чугун по железной дороге перевозился на Лысьвенский железоделательный завод. Выплавка чугуна здесь была прекращена еще с 1874 г. Но в начале 900-х годов на заводе были установлены четыре мартеновские печи с общей производительностью в 4200 тыс. пудов в год, расширены крупносортный прокатный и листопрокатный цеха, вновь созданы жестекатальный, лудильный и цинковальный цеха.

Вместо двух малых построена одна, по тем временам крупная, мощностью 1000 кв. Большинство станков приводилось в движение электричеством.