Частновладельческие заводы на путях выхода из кризиса часть 9

Наиболее существенным явлением в жизни заводов Балашова в годы депрессии явились попытки их акционирования. Учредителем общества выступил управляющий Симским округом М. М. Крижановский. Новое общество учреждалось под названием «Симское общество горных заводов и первой на Урале фабрики сельскохозяйственных машин и орудий». В заявлении в Мини- стерство торговли и промышленности М. М. Крижановский указывал, что обороты сельскохозяйственных складов возросли : с 1898 по 1908 г. с 211 тыс. р. до 5175 тыс. р., что потребители сельскохозяйственных машин ежегодно переплачивают иностранным фирмам, а также в виде таможенных пошлин, плат за провоз многие тысячи рублей. Отсюда Крижановский делал вывод; чтобы избавить крестьянство «от ежегодной миллионной подати, лачиваемой им иностранной промышленности на сельскохозяйственных орудиях», желательно «устроить большую фабрику земледельческих орудий на центральном этапе великого переселенческого пути, т. е. на Южном Урале», а «Симский горнозаводской округ... является для такой задачи природой предназначенным пунктом», во-первых, потому, что «фабрика будет работать на собственном металле», во-вторых, «...она обеспечена собственным топливом лучшего качества, получаемым опять-таки тут же на месте», и, наконец, потому, что к рынку сбыта — к Сибири и переселенческому тракту — эта фабрика «окажется ближе всех прочих производителей и будет связана с этим рынком Сибирским железнодорожным путем, около которого она и будет работать».

Все эти соображения были справедливы лишь частично. Действительно, в Сибирь в годы реакции и нового .промышленного подъема направлялся мощный поток переселенцев. В 1909 г. в Сибирь переселилось 679 тыс., в 1910 г. — 316 тыс., в 1911 г. — 189 тыс., в 1912 г. — 200 тыс., в 1913 г. — 241 тыс. и примерно столько же в 1914 г.251 Но рынок не был столь емким, как рисовал Крижановский. Высокие цены, установленные на сельскохозяйственные машины, делали их доступными главным образом для зажиточной верхушки переселенцев и старожилов. А. Н. Куломнин, выступая в Государственном совете в 1908 г., прямо заявил, что «таких машин люди несостоятельные не покупают», а газета «Сибирская жизнь» в том же году писала, что главная контора по управлению складами «наглухо забила двери склада для нуждающегося переселенца».