Из истории Ирбита

Основание первого поселения на месте современного города относится к 1631—1632 гг., когда близ устья Ирбеи (Ирбити) было положено начало Ирбитской (Ирбеевской) слободе.

В 1643 г. был издан Указ об учреждении в Ирбитской слободе ярмарки, которая превратила ее в центр торговли общегосударственного значения.
Ирбитская ярмарка стала привлекать внимание не только русских торговых людей, но и татар, калмыков, бухарцев, а несколько позже и китайцев, персов, немцев, французов, англичан и др.

В 1686 г. был построен первый ярмарочный гостиный двор. В 1688 г. на Ирбитской ярмарке собрана первая пошлина. Теперь ярмарка стала представлять собой немаловажную статью государственного дохода и правительство было заинтересовано в ее дальнейшем росте. Сильно упрочило положение ярмарки превращение Ирбитской слободы в уездный город (1775) Тобольской губернии. В 1781 г. Ирбит вошел в состав уездных городов Пермской губернии. Ирбитская ярмарка достигла своего расцвета к началу 80-х годов XIX в., когда обороты ее поднялись до 60—62 млн. руб. Уступая по торговым оборотам одной лишь Нижегородской ярмарке, Ирбитская ярмарка играла выдающуюся роль в торговле Европейской России с Сибирью, Китаем, Средней Азией. Десятки тысяч возов двигались сюда каждую зиму, Ирбитское пароходство превратилось в крупную пароходную компанию. Главное место в товарообороте ярмарки занимали хлопчатобумажные, шерстяные и льняные ткани, сибирские меха, китайский чай, металлические уральские изделия, а также кожи, сахар, воск, вина и др. «европейские» и «азиатские» товары.

Основная особенность Ирбитской ярмарки — это перевес оптовой торговли над розничной. Иногда целые возы с сибирскими товарами продавались целиком и в таком виде поступали на Нижегородскую ярмарку, с которой Ирбитская была в тесной связи.

Население Ирбита за период ярмарочного месяца увеличивалось в 10—15 раз. Многие дома обращались в магазины, открывались многочисленные лавки, трактиры и кабаки, а также ярмарочный театр, цирк.
Проведение сети железных дорог, и главным образом Сибирской магистрали, изменение форм товарооборота, появление новых торговых центров на Урале и в Сибири привели к падению Ирбитской ярмарки. Так, в 1912 г. было продано товаров только на 19,6 млн. руб.
Ирбит превратился в захудалый уездный городишко с населением до 10 тыс. человек без какой-либо значительной промышленности (часть его жителей занималась даже земледелием). На ирбитских мельницах, кожевенных,пивоваренном, винокуренном заводах, на скотобойне, в типографии, кирпичных сараях числилось всего лишь около 300 рабочих.
Вот как характеризуется дореволюционный Ирбит в книге «Города России в 1910 г.»: «Число жителей — 8015, жилых строений—1295, из них каменных — 286, уличных фонарей (керосиновых)—320, 31 трактирное заведение, 21 пивная лавка, 5 храмов и монастырей; фабрики и заводы отсутствуют.
В городе женская прогимназия, городское трехклассное училище, 2 больницы, метеорологическая станция».
Во время ярмарки издавалась ежедневная газета «Ирбитский ярмарочный листок».
Советская власть в купеческо-мещанском Ирбите установилась значительно позже, чем в большинстве городов промышленного Урала. 28 января 1918 г. открылся I уездный съезд Советов, где был избран исполком Ирбитского уездного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Уже в начале зимы 1921 г. по указанию В. И Ленина организуется комиссия по подготовке Всероссийской Ирбитской ярмарки. Проведенная после четырехлетнего перерыва Ирбитская ярмарка 1922 г. носила в основном «разведывательный» характер. На ярмарку 1923 г. съехались уже представители почти всех губерний РСФСР и многих иностранных фирм.
Развитие торговли в Ирбите способствовало росту промышленности. В строй действующих вступили реконструированные мельницы, кожевенные, водочный, пивоваренный, солодо-растительный заводы, типография, а также кустарно-промысловые артели и другие мелкие предприятия, обслуживавшие главным образом местные потребности.
В 1926 г. в Ирбите проживало 11,7 тыс. жителей против 9,6 тыс. в 1920 г.
Довоенные пятилетки — это годы быстрого превращения торгового Ирбита в индустриальный город. Летом 1929 г. у подножия Пушкаревой горы, на южной окраине Ирбита, появились первые строители нового предприятия— диатомитового й комбината. В первомайские праздники 1931 г. комбинат выдал первые тысячи штук кирпича.
В 1932 г. в Ирбите был построен первый в стране завод по производству багеро-экскаваторных машин для добычи торфа. 6 сентября 1933 г. был изготовлен первый багер.
В июле 1939 г. в городе заработал завод автотракторных прицепов, разместившийся в старинных корпусах бывшего гостиного двора. Так, Ирбит превратился в город с развитой промышленностью, в которой было занято свыше 8,5 тыс. рабочих.
В 30-е годы Ирбит стал и кузницей кадров. Здесь уже работали педагогические техникум и училище с 695 учащимися (1939), 2 сельскохозяйственных техникума (417 учащихся), школы фельдшерско-акушерская и медсестер.
В 1939 г. в городе проживало 25,8 тыс. человек.
Годы Великой Отечественной войны были временем дальнейшего роста города. В приспособленных цехах пивзавода разместился в конце 1941 г. эвакуированный из Москвы мотоциклетный завод (первые мотоциклы выпущены были 27 марта 1942 г.), а в зданиях бывшего водочного завода — химико-фармацевтический.
Совершенно новое производство — особо прочное небьющееся стекло — освоил диатомитовый комбинат, на базе которого вырос стекольный завод, выпускавший продукцию в основном для автомобильной и тракторной промышленности.
В послевоенные годы экономика города получила многоотраслевое развитие. Кроме традиционных отраслей (пищевой и легкой промышленности) в городе выросли металлообработка, химия и промышленность строительных материалов. Поселки социалистического типа возникли в районах новых крупных заводов.

За 1945—1959 гг. в городе появились 24 новые улицы. Жилищный фонд за это время почти удвоился.
Перепись населения 1959 г. зарегистрировала в городе 45,3 тыс. жителей.

Организация осуществит поставку тракторных прицепов и полуприцепов для различных моделей.