Казеные заводы Урала в 1904 - 1910 гг. часть 2

В Астрахань в 1903 г. был командирован горный инженер Маслов. Маслов считал, что «при разумной распорядительности в деле доставки воткннское железо могло бы не бояться конкурентов на астраханском рынке». Однако вскоре крупным конкурентом на этом рынке выступили царицынские заводы.

Было обращено внимание начальника уральских казенных заводов и на Сибирь. Весной 1903 г. в Томск был направлен на торги управляющий Каменским заводом горный инженер Панцержинский. Вопрос шел о поставке труб для томского водопровода и 110 тыс. пудов железа для Сибирской железной дороги. Но результаты торгов были весьма неутешительны для казны. На кровельное железо заказ получил Кыштымский завод, а на мелкосортное — посессионные Нижне-Тагильскне предприятия.7 Трубы, поставленные Златоустовским заводом для водопровода на станцию Татарская, были забракованы.8 Что касается торговли со Средней Азией со стороны р. Урала, то поставщиком чугуна здесь являлся частный Каслинский завод, а железа — Белорецкие заводы. Казенные заводы и на этом участке потеряли былых потребителей.

Радужные надежды для сбыта продукции казенных уральских заводов возникали у Панцержкнского в отношении среднеазиатского рынка в связи с предстоящим открытием Оренбург-Ташкентской железной дороги. Правда, пока положение продукции казенных заводов в Средней Азии было незавидным: лопаты и топоры «продавались берлинской работы, косы венской фирмы „Шрекенфукс"».

Боткинские плуги Панцержинский видел «лишь в двух экземплярах»; но все же, «на мой взгляд, — писал Панцержинский, — изделия Златоустовского округа могут иметь большую будущность во всем Закасшш», а «посещая торговцев железом в Ашхабаде, Самарканде и Ташкенте, я убедился, что так же может пробить себе дорогу и чугунное литье.

Но и в этом отношении было право правление Русского общества по торговле металлами, когда выражало сомнение в осуществимости надежд Панцержинского на открытие рынков Средней Азии для казенных уральских заводов в связи с постройкой Оренбург-Ташкентской железной дороги. «Царицынские заводы Уральско-Волжского общества, — писало правление, — взявшие в аренду для устранения конкуренции Саратовский завод.