Казеные заводы Урала в 1904 - 1910 гг. часть 6

Тормозило развитие производства и то, что «завод, предоставленный самому себе, но будучи связан со всех сторон формальностями, но дававшими места инициативе».

Благодаря рутине в руководстве завод упустил крупный заказ на производство землечерпательного и аемлеотвозного
флота для засыпки Биби-Эйбатской бухты и т. д. Бюрократизм и рутина в руководстве приводили к тому, что организация производства на заводе велась несогласованно. В отделении Боткинского завода в Галеве была построена доменная печь, которую из-за отсутствия вблизи залежей железных руд пришлось навсегда забросить. На печь было израсходовано 142 тыс. р. Та же участь постигла новую судостроительную верфь. На верфь было израсходовано 1305 тыс. р. Нерационально использовались специалисты. Инженеров «в целях т. наз. движения по службе» перебрасывали с одной специальности на другую, чем устранялась «возможность основательного ознакомления горных инженеров с какою-либо одною отраслью производства». Счетоводство находилось в запущенном состоянии и было раздроблено по цехам.

Все эти недостатки должна была признать ревизия, проиэведенная в 1909 г. чиновником особых поручений Старшиковичем. Эта ревизия вскрыла совершенно вопиющие ь порядки, существовавшие на заводе. Ревизия отметила, что «отчетности завода нельзя придавать значения». Так, например, себестоимость паровозов определялась «по предуказанной начальником завода цене», а для того, чтобы стоимость не превышала заранее намеченной, стоимость материалов искусственно понижалась. Отметим, что это было, по-видимому, распространенным явлением. Так, по данным контроля, 1906 год для Гороблагодатского округа был убыточным, но благодаря переоценке больших запасов чугуна с 43 до 45 к. за пуд за этот год по округу бухгалтерский счет прибылей и убытков показал не у бы ток, а прибыль.

Были и специфические условия, приводившие к убыткам, характерные только для Боткинского завода. Завод был соединен железнодорожной веткой с р. Камой (Галевская пристань). Но эта дорога обслуживала нужды завода и не принимала ни чужих грузов, ни пассажиров. Содержание дороги лежало на заводе (на ее ремонт за 10 лет было израсходовано заводом
387 тыс. р.), между тем перевозка частных грузов и пассажиров дала бы заводу до 40 тыс. р. в год прибыли. Однако главное] заключалось в том, что завод, где паровозостроение составлял около 40% всего производства, был отрезан от общеимперской сети дорог. Это приводило к большим трудностям в организации производства и значительно удорожало себестоимость изделии.

Удорожала стоимость изделий удаленность лесных дач. Были необходимо для поднятия доходности завода соединить его железнодорожной веткой с Северной железной дорогой. Ветка должна была прорезать и лесные дачи округа. Соединение завода с железнодорожной сетью страны диктовалось также тем, что «весь смысл бытия завода заключается в удовлетворении железнодорожных потребностей, — писал горный инженер Д. Карнецкий.