Казеные заводы Урала в годы кризиса часть 7

Из других уральских казенных заводов в наиболее благополучном положении находились Пермские пушечные заводы. За годы 1900—1904 они дали казне свыше 3 млн р. прибыли.112 Производство на заводах непрерывно возрастало, поэтому предполагалось даже дальнейшее расширение, на что было ассигновано 3 млн р. То, что заводы не испытали кризисных явлений, обусловливалось тем, что они работали исключительно по казенным заказам, а перестройка военно-морского флота и русско-японская война вызывали спрос на артиллерийское вооружение, который не мог быть полностью покрыт производственной мощностью заводов.

В ином положении находились заводы Камско-Воткинского округа. Несмотря на то что в годы кризиса округ «значительно обстроился и улучшил свое оборудование», от прибыли он перешел «к значительным убыткам». Оборудование Боткинского завода и Камской судостроительной верфи, несмотря на произведенную перестройку, было еще далеко не достаточным. Кроме того, характер заказов постоянно менялся, а это приводило к тому, что приходилось «останавливать целые отделы, при других же условиях создавать наспех новые».

Основной цех по производству паровозов находился в крайне запущенном состоянии. Совещание 1903 г. по вопросу о дальнейшем направлении деятельности казенных заводов рекомендовало улучшить оборудование судостроительного цеха, чтобы устранить справедливые жалобы заказчиков на недостатки сдаваемых судов, а также несвоевременность их постройки, переоборудовать паровозостроительный цех и особенно расширить земледельческий цех, в частности увеличить производство пользовавшихся большим спросом у населения сакковских плугов. Необходимо было изменить и производство орудий, изготовлявшихся заводом, путем замены отдельных чугунных деталей стальными.

В особенно плачевном положении оказался Нижне-Исетский завод Екатеринбургского округа. В годы кризиса завод работал с убытком, правда небольшим (в 1905 г. — 8500 р.), но запасы непроданного сортового железа достигли 400 тыс. пудов.

В сравнительно благополучном положении находился Каменский завод. Это был чугунолитейный завод, оборудованный одной домной. По словам П. П. Боклевского, «как в техническом, так и финансовом отношении этот небольшой завод идет очень хорошо, неукоснительно давая казне весьма приличную прибыль». Этой прибылью завод был обязан не казенным военным заказам, а умелому маневрированию: когда цены на чугун стал резко падать, завод перешел на производство труб для Западно-Сибирской железной дороги, Тюменского водопровода и других заказчиков, а когда цены стали падать и на чугунные трубы, завод рядом технических усовершенствований все же сумел добиться их безубыточного производства. Интересно отметить, что гибкая коммерческая деятельность завода позволила ему «довольствоваться самыми скромными ассигнованиями из общего строительного кредита».