Хронология строительства

1980 год

Август. 28 августа из вертикального ствола шахты на будущей станции "Уральская" вынут первый экскаваторный ковш земли. На следующий день была создана партийная организация Свердловского Метростроя. Её секретарем избран горный инженер-маркшейдер Ю.А.Пестряков.

Сентябрь. На станции "Уральская" развернулись горнопроходческие работы.

Октябрь. Началось строительство ствола № 7. В районе станции "Динамо" организована выноска инженерных коммуникаций.

Ноябрь. Первые заказы метростроевцев (на металлоформы, анкерные крепления, горнопроходческие комплексы и другое оборудование, материалы, инструменты) размещены на Уралмаше, ЗИС и других предприятиях Свердловска и области.

Декабрь. На станции "Уральская" собран копер для размещения горного шахтного комплекса. За первый год строительства было пройдено 28 метров различных горных выработок.

1981 год

Январь. В районе станции "Уралмаш" и "Машиностроителей" началось перемещение инженерных и транспортных сетей.

Февраль. На станции "Динамо" и "Площадь 1905 года" увеличена доля горно-капитальных работ, начато обустройство поверхностных площадок.

Апрель. Приказом директора института Уралгипротранс организован специализированный отдел по проектирования объектов метро и тоннельных сооружений.

Май. на станции "Уральская" закончена проходка шахтного ствола.

Июнь. Начался снос старых домов в районе стройплощадки станции "Площадь 1905 года".

Июль. Открылось строительство завод железобетонных конструкций и предприятия по выпуску товарного бетона и раствора.

Октябрь. на станции "Динамо" завершена проходка шахтного ствола. На станции "Площадь 1905 года" начата проходка подходной выработки - ответвления от вертикального ствола.

Декабрь. Построен и введен в эксплуатацию первый административно-бытовой корпус (станция "Уральская"). Всего в 1981 году пройдено 122 погонных метра выработок.

1982 год

Январь. Впервые было решено освоить на строительно - монтажных работах подземки не менее трех миллионов рублей.

Февраль. Закончена армировка шахтного ствола на станции "Площадь 1905 года".

Апрель. Свердловский обком КПСС приняло постановление: ввести пусковой участок первой очереди метрополитена к 5 ноября 1989 года. Решено организовать отливку и обработку чугунных тюбингов на машиностроительных завода Среднего Урала.

Май. Началась разработка самого большого котлована под станцию "Проспект Космонавтов".

Июнь. В Свердловске создана самостоятельная генподрядная организация - тоннельный отряд №34. Руководителем его был назначен А.М.Сапожников.

Июль. На станции "Уральская" завершено сооружение подходной выработки. Готовы также насосная камера и рудничный двор.

Август. на самом длинном перегоне пускового участка между станциями "Машиностроителей" и "Уральская" началось строительство тоннелей. За первые полтора месяца было пройдено 30 метров будущей транспортной магистрали.

Сентябрь. На станции "Проспект Космонавтов" смонтирован козловой кран, построен душевой комбинат для рабочих. На станции "Уральская" сдан в эксплуатацию железнодорожный тупик с прирельсовыми складами. На станции "Площадь 1905 года" смонтирован копер.

Декабрь. Подведен итог года, пройдено 304 метра горных выработок.

1983 год

Февраль. Коллектив треста Строймеханизация № 2 начал разработку котлована под станцию "Уралмаш". К обслуживанию объектов метро приступил Свердловский горноспасательный отряд.

Июнь. На перегоне "Площадь 1905 года" - "Динамо", началась проходка обоих тоннелей.

Июль. Организуется разработка котлована под станцию "Машиностроителей".

Октябрь. Смонтирована конструкция первого вестибюля станции "Проспект Космонавтов".

Ноябрь. Завершен монтаж вестибюля № 2 на станции "Проспект Космонавтов".

Декабрь. Протяженность тоннелей в 1983 году увеличилась на 657 метров.

1984 год

Январь. На станции "Динамо" закончилась подготовка к проходке левого и правого тоннелей в сторону станции "Уральская".

Март. Подразделения трестов Свердловскгражданстрой приступили к возведению объектов электродепо и железнодорожной ветки к нему.

Июль. В свердловском Доме архитектора открылась выставка 50 проектов заказного творческого конкурса на лучшее оформление шести станций первой очереди.

Август. На стройплощадки подземки поступили первые кольца чугунной обделки (тюбинги), обработку которых начал Уралмаш.

Сентябрь. В левом перегонном тоннеле, связывающем соседние станции "Проспект Космонавтов" и "Уралмаш", собран горнопроходческий щит КМ-34. Его хозяином стал коллектив третьего участка.

Ноябрь. В ТО-34 создан собственный учебный пункт, что позволило значительно улучшить подготовку и обучение кадров. Численность отряда достигла 720 человек.

Декабрь. Проходчики Свердловского Метростроя преодолели за год под землей 1357 метров.

1985 год

Апрель. В котловане станции "Уралмаш" состоялась первая сбойка перегонных тоннелей. Бригада проходчиков шестого участка на пути к этой цели пробила подземный коридор длинной в 906 метров. Точность сбойки - почти абсолютная.

Июнь. Пройден рабочий ствол №10 на перегоне между станциями "Уральская" и "Машиностроителей".

Август. Установлен месячный рекорд проходки тоннелей. Бригада Анатолия Казанцева с шестого участка превзошла рубеж ста метров.

Сентябрь. Ещё одно достижение. За месяц бригады Свердловскметростроя сообща прошли 315 метров.

Октябрь. Организовано управление Свердловскметрострой. В него вошли два тоннельных отряда №34 и №36, управление механизации, УПТК, дирекция строящейся производственной базы. На помощь уральцам из других организация страны прибыло более 30 опытных ИТР.

Ноябрь. Возведение объектов на станциях "Площадь 1905 года", "Динамо" и "Проспект Космонавтов" поручено тоннельному отряду № 36.

Декабрь. Пущен завод ЖБК. В основном закончилась выноска инженерных коммуникация на всей протяженности пускового участка. На 17 дней раньше срока завершил план коллектив второго участка ТО-36. Бригада В.М.Гусельникова записала на свой счет свыше 500 метров пробитого под землей пути. Тоннели и горные выработки в 1985 году "подросли" на 3202 метра.

1986 год

Февраль. 22-го числа, в 15-55, в районе ствола №10 в левом перегонном тоннеле ещё одну сбойку осуществили проходческие бригады В. Тупицына и Ф. Попова. Для этого им пришлось одолеть свыше 700 метров.

Март. На сооружение станционных тоннелей "Уральской" начался монтаж чугунной "оболочки" из тюбингов большого диаметра (8,5 метров).

Апрель. Проходчики начали пробивать левый перегонный тоннель под городским прудом - на одном из самых сложных участков строительства. В канун 116 - й годовщины со дня рождения В.И.Ленина на станции "Машиностроителей" досрочно был пройден перегонный тоннель до станции "Уралмаш", обеспечив сквозной проезд. В адрес метростроевцев прибыл еще один горнопроходческий комплекс КМ-34. Высокопроизводительный агрегат передан коллективу пятого участка.

Июнь. На станции "Проспект Космонавтов" развернулись архитектурно отделочные работы. В районе площади 1905 года началось строительство инженерного корпуса метрополитена. В связи с сооружением южного вестибюля станции "Площадь 1905 года", пешеходного перехода в районе улицы 8-го Марта и Театрального переулка был организован перенос трамвайных путей на улицу Московскую.

Июль. За шесть месяцев метростроевцы прошли 1890 метров тоннелей разной сложности. На станциях мелкого заложения разработано свыше 50 тысяч кубических метров грунта, смонтировано почти шесть тысяч кубометров сборных ЖБК.

Август. Бригада Н.Вопилова со станции "Уральская", пробив под землей 750 метров правого перегонного тоннеля, совершила сбойку на стволе №10.

Октябрь. На станции "Уралмаш" закончился монтаж конструкций вестибюля №2. На станции "Площадь 1905 года" началось строительство станционных тоннелей. Ноябрь. В музее революционной, боевой и трудовой славы Свердловской ЖД открылась постоянная выставка, посвященная строительству первого на Урале метрополитена.

Декабрь. За год пройдено 3414 погонных метров различных тоннелей, в том числе станционных.

1987 год

Февраль. На станции "Уральская" началось строительство наклонного эскалаторного хода. Архитектурно-отделочные работы развернулись на станции "Машиностроителей". 23 февраля проходчики произвели сбой тоннелей между станциями "Проспект Космонавтов" и "Уралмаш". За два года напряженного труда горнопроходчики преодолели 1123 метра в скальном грунте.

Апрель. Строительство Свердловского метрополитена возглавил П.В. Семенов - опытный руководитель и специалист, бывший управляющий трестом ТашМетрострой.

Май. Началась разработка котлована под вестибюль №1 станции "Площадь 1905 года".

Июнь. 10-го числа начато сооружение 18-метрового монолитного свода станции "Уралмаш".

Июль. Первые тюбинги уложены в эскалаторном тоннеле на станции "Динамо".

Август. Из котлована станции "Машиностроителей" проведена сложнейшая проходка под железнодорожными путями в направлении вестибюля №1 и проходных ЗИКа.

Ноябрь. Задания двух лет двенадцатой пятилетки раньше строка выполнил отряд №34.

Декабрь. Одолев под городским прудом несколько сот метров, осуществили сбойку с тоннелем идущим от станции "Динамо". На станции "Уральская" развернулись работы по проходке среднего станционного тоннеля - наиболее ответственная часть строительства подобных объектов. В городе началось сооружение молодежного центра "Метрострой". Итог года: освоено 27 миллионов рублей капиталовложений, пробито под землей 3200 метров перегонных и станционных тоннелей.

1988 год

Январь. Бригада проходчиков пятого участка тоннельного отряда № 34 в левом перегонном тоннеле, идущем к станции "Машиностроителей", смонтировала тысячное кольцо чугунной обделки и добилась рекордной среднемесячной проходки на здешнем этапе - 45 погонных метров.

Февраль. В перегонном тоннеле от "машиностроителей" к станции "Уралмаш" уложены первые кубометры бетона на устройстве постоянного железнодорожного пути.

Март. Отделочные работы с использованием мрамора Нижнетагильского месторождения начались на станции "Уралмаш". Первый тюбинги установлены на сооружении наклонного эскалаторного тоннеля на станции "Площадь 1905 года". Бригада отделочников И.Торгачева из управления Союзметроспецстрой приступила к облицовке белым коелгинским мрамором колонн подземного перрона станции "Машиностроителей".

Апрель. Комплексаня бригада Н.Чулпанова со второго участка произвела сбойку правого подземного коридора, связавшего станции "Площадь 1905 года" и "Динамо". Пройдено, в том числе под городским прудом, 736 метров.

Май. Исполком Свердгорсовета принял решение "О дополнительный мерах по обеспечению досрочного ввода в эксплуатацию первого пускового участка Свердловского метрополитена в IV квартале 1989 года."

Июнь. На станции "Машиностроителей" начат монтаж первого эскалатора.

Июль. Создано управление Свердловского метрополитена. На возведение веток в электродепо молодежная бригада А.Бабина начала монтаж двустороннего тоннеля на основе новой, прогрессивной технологии - из блоков ЦСО.

Август. Закончена укладка путевого бетона в правом перегонном тоннеле между станциями "Уралмаш" и "Машиностроителей", на участке началось движение мотовоза по широкой колее.

Сентябрь. на станции "Уралмаш" завершено бетонирование свода платформенного участка.

Октябрь. Комплексная бригада Л.К. Тонина с четвертого участка досрочно справилась с работами на сводовой части станции "Динамо". Начат монтаж СТП на станции "Уралмаш".

Ноябрь. Бригада проходчиков А.Пелинского совершила сбойку в левом перегонном тоннеле на трассе между станциями "Уральская" и "Машиностроителей", позади - 1560 метров. Коллектив во главе с Б.Шиляевым (первый участок, тоннельного отряда № 34) в сложнейших геологических условиях с помощью комплекса КМ-34 совершил сбойку в правом перегонном тоннеле на участке "Уральская" - "Динамо".

Декабрь. Введена база МТС УПТК производственной мощностью 10000 квадратных метров. С начала строительства метро на объектах пускового комплекса выполнено различных работ на 97 миллионов рублей. Пройдено 12500 погонных метров перегонных, 1220 - станционных и эскалаторных тоннелей.

1989 год

Январь. Архитектурно - отделочные работы начались на пешеходном переходе №3 станции "Проспект Космонавтов". К сооружению обратного свода приступили на станции "Динамо". В исполкоме Свердгорсовета состоялось собрание представителей трудящихся города. Трудовые коллективы взяли шефство над строительством станций. Метрополитен решено объявить народной стройкой.

Февраль. Первый студенческий строительный отряд - "Антрацит" из горного института - по договору с тоннельным отрядом №36 спустился под землю, чтобы отныне после занятий, во вторую смену, помогать строителям. После сбойки, проведенной бригадой проходчиков Ю.Гнидина в левом перегонном тоннеле между станциями "Динамо" и "Уральская", обеспечен сквозной проезд поезда под землей по всей трасс пускового участка от центра города до станции "Проспект Космонавтов".

Март. На помощь метростроевцам Свердловска стали прибывать проходчики, отделочники, изолировщики из Москвы, Минска, Ленинграда, Ташкента, Куйбышева. С начала строительства освоено 133,3 млн. рублей.

Апрель. Комплексная бригада С.Деревянкина на неделю раньше срока завершила проходку правого перегонного тоннеля длинной в 1562 метра - от станции "Машиностроителей" до ствола №10 ( в районе Завокзальной улицы). В ленинском коммунистическом субботнике приняло участие около 2000 метростроевцев. На помощь им пришли студенты вузов, техникумом, а также добровольцы с шевствующих предприятий - Уралмаша, ЗИКа, ПО Пластик.

Июнь. Начаты работы по монтажу эскалаторов в вестибюлях №1 станции "Машиностроителей" и "Уралмаш". Для оказания помощи метростроителям также прибыли строители с БАМа, из Харькова и Новосибирска - всего около 200 человек. В Свердловск поступило 24 вагона для метрополитена. Заказ уральцев выполняют ленинградские машиностроители, уже изготовившие и отправившие в первом полугодии 48 вагонов. Обкатка электричек проходила в Новосибирске. Завершилась проходка наклонного хода на станции "Уральская" и совмещенных тяговых подстанций (СТП) на станциях "Площадь 1905 года" и "Динамо". Закончен монтаж конструкций СТП на станции "Машиностроителей". Июль. Проходчики участка, которым руководит В.Н.Новицкий, к середине месяца совершили сбойку - в правом тоннеле на перегоне от станции "Проспект Космонавтов" до станции "Уралмаш". Обеспечено сквозное движение рабочих поездов по обоим тоннелям до центра города.