Кризис на заводах посессионных округов часть 2

Увеличение кредита через Учетно-ссудный комитет усиливало влияние Государственного банка на деятельность частных предприятий. Главное правление имением наследников графини Н. А. Стенбок-Фермор в 1904 г. сделало решительную попытку ликвидировать зависимость от Государственного банка.

Заводы Нижне-Тагильского округа выплавляли медь, прокатывали сортовое, листовое и котельное железо. В округе велась добыча золота и платины. По данным У четно-ссудного комитета Екатеринбургского отделения Государственного банка, недвижимое имущество округа оценивалось в 9 млн р.128 Крупную роль в производстве округа занимала прокатка железнодорожных рельсов, производство железнодорожных креплений, подкладок, костылей и пр. В 1899 г. Главное правление округа заключило с Управлением железных дорог договор на производство 4 млн пудов рельсов. Рельсы должны были быть поставлены примерно равными долями в течение 1900—1902 гг.129 Кроме того, в течение трех лет с 1900 г. заводы должны были поставить 480 тыс. пудов креплений.

Но даже в 1899 году, году наибольшего подъема промышленности, конкурентоспособность уральских заводов значительно уступала заводам Юга: при цене на южные рельсы, установленной в этом году в 1 р. 10 к. пуд, цена на уральские рельсы составляла 1 р. 27 к.130 Разразившийся кризис побудил правительство повысить цены на рельсы до 1 р. 25 к., но эта цена была распространена и на Урал, что означало понижение цен на уральские рельсы на 2 к. В дальнейшем по мере ослабления кризиса на южных заводах цена понижалась: для 1903 г. она была установлена в 1 р. 23 к., для 1904 г. — 1 р. 17 к. и для 1905 г. - 1 р. 12 к. за пуд.131 Падала цена и на другие изделия: цена на сортовое железо понизилась с 1900 по 1903 г. на 47 к. Цена на листовое и котельное железо за этот же период упала на 44.2 к. за пуд. Главная контора наследников П. П. Демидова сообщала в 1904 г. министру земледелия и государственных имуществ, что конкуренция Юга стоила Нижне-Тагильским заводам около 800 тыс. р.,132 и давала следующую характеристику состояния уральских, в частности Нижне-Тагильских, заводов: «Один из устоев уральской горной промышленности — выделка сортового железа — был подорван с 1901 г.; за последние годы рухнул и второй, считавшийся доселе прочнейшим и надежнейшим, устой Урала — выделка листового железа, наиболее ценного из его продуктов..., падение цен на это железо доселе еще не остановилось».

К падению цен прибавилось сокращение правительственных заказов на рельсы — Нижне-Тагильский завод должен был получить заказ в 1903 г. на 958.4 тыс. пудов и в 1904 г. на 1300 тыс. пудов, или 6.3% от общего количества заказов на рельсы.134 Главное правление просило министра земледелия или увеличить цену на уральские рельсы в 1904 г. до 1 р. 25 к., или увеличить размеры заказа до 2000 тыс. пудов, т. е. до уровня заказа Богословским заводам, или повысить заказы на железнодорожные крепления. Правительство согласилось лишь на последнюю просьбу Главного правления: заказы на крепления были увеличены.

Усиленные просьбы завода увеличить правительственные заказы были вызваны отчаянным финансовым положением Нижнетагильского округа к 1904 г. Если в годы подъема в промышленных кругах о Нижне-Тагильской группе заводов говорилось, что с ней все можно сделать, но одного никак не сделаешь — «их не разоришь», то в годы кризиса положение коренным образом изменилось.

Заводы Нижне-Тагильского округа до 1903 г. еще давали прибыль, которая в конце промышленного подъема 90-х годов достигала 1825 тыс. р. В годы кризиса эта прибыль резко пошла на снижение. В 1903 г. округ потерпел значительные убытки.