Обобщенные итоги

Теперь можно подвести некоторые итоги и сделать выводы, вытекающие из приведенного в данной работе материала. Горный Урал вступил в стадию империализма еще далеко не изжившим порядки феодальной эпохи. В основе организации уральской промышленности лежала горно-окружная система, унаследованная от XVIII в. и вызванная к жизни неразвитостью товарно-денежных отношений. Горный округ должен был снабжать себя и сырьем, и топливом. Даже рабочая сила была привязана к данному округу. После реформы 1861 г. подавляющее большинство мастеровых не получило земельных наделов и между рабочими и заводоуправлениями продолжали сохраняться обязательственные отношения — впредь до землеустройства мастеровых. Но землеустройство так и не было завершено. Лесные угодья приписывались даже не к округу, а к отдельным заводам и могли использоваться только «для заводского действия»; исключение составляли леса, купленные к заводам. Руды также должны были быть использованы исключительно заводами данного округа. Их можно было продать только с разрешения Горного департамента. Но это ограничение распространялось лишь на посессионные округа. В случае приостановки металлургического процесса посессионный округ мог быть отобран от его владельца и сдан в аренду или продан новому собственнику, но опять же только с сохранением посессионных ограничений. Земля казенных и посессионных округов считалась собственностью государства и была изъята из свободного товарного оборота. Крупные земельные латифундии казенных и посессионных округов являлись важнейшим элементом военно-феодального империализма на Урале.

Магистральные пути: Пермская горнозаводская дорога, Самаро-Златоустовская, Екатеринбург—Тюмень и Пермь—Екатеринбург через Кунгур — были построены на средства казны и являлись собственностью государства. Положение стало меняться лишь после 1910 г., когда была допущена постройка частных магистральных линий, важнейшими из которых являлись Северо-Восточная и Западно-Уральская железные дороги.

Наконец, на Урале, как нигде в другом районе империи, были сосредоточены казенные заводы, которые производили не только вооружение, но и предметы «народного спроса» или работали по крупным частным заказам (пароходо- и паровозостроение), являясь серьезными конкурентами частных предприятий. Все домогательства горнопромышленников Урала и их органа — Съезда горнопромышленников Урала — добиться передачи казенных заводов в частную собственность закончились безрезультатно. Лишь в 1910 г. правительство приняло закон об ограничении деятельности казенных заводов производством предметов вооружения, но практически этот закон был осуществлен лишь в годы первой мировой войны.

Эти явления, связанные с военно-феодальным империализмом: и обязательственные отношения, и сохранение в государственной собственности огромных земельных массивов, и конкуренция казенных заводов, и оторванность уральских округов от центральных районов страны из-за слабого развития железнодорожной сети, и ряд ограничений в деятельности посессионных округов, а им принадлежали крупнейшие заводы главным образом восточного склона Урала, — замедляли приток новых капиталов на Урал, следовательно, задерживали технический прогресс, создавали техническую отсталость Урала, которая обусловила падение удельного веса уральской промышленности в общем развитии металлургии страны.

Подробнее читайте на сайте - купить коврик для йоги - модные тенденции.