Описание города Екатеринбурга и его окрестностей. 1834 год

Дмитрий Сигов, автор нескольких статей в казанском журнале «Заволжский муравей» в 1834 г., корреспонденции из Екатеринбурга в столичном «Дамском журнале» о концерте заезжих пианисток сестер Цинтль и сборника «Утренняя звезда», вышедшего в Мосвке в 1831 г. Интерес к театру и развлечениям, претензии на остроумие видны и в статьях Сигова об Екатеринбурге. Какое отношение имел автор к городу, установить не удалось. Можно предположить, что он уроженец Урала, наездами живший здесь у родственников — в Екатеринбурге фамилия Сиговых была распространенной. Странно, что подробно описывая городские развлечения, автор обошел вниманием кружок молодых сотрудников Горного правления, разыгрывавших в эти годы домашние спектакли, в том числе «Горе от ума» — из этого можно предположить, что Сигов более был знаком с обществом купцов и мещан. Поскольку на Урале в эти годы не было своих периодичесчих изданий, то уральские авторы часто публиковали свои корреспонденции в казанских газетах и журналах. Статья анонимного корреспондента «Описание города Екатеринбурга и его окрестностей» — одно из самых пространных описаний города в первой половине XIX в., хотя и не безупречно объективное. Как удалось установить на основании авторского указания в тексте на его статью в «Дамском журнале», корреспонденция прислана была Дм. Сиговым.

Екатеринбург, уездный город Пермской губернии, находится на восточной стороне Уральских гор, под 78°14’ в. д. и 56°50’ с. ш. и расположен по обеим сторонам реки Исети, которая внутри города, будучи укреплена плотиною, образует порядочный пруд.

Основание Екатеринбурга принадлежит к царствованию императора Петра I-го, и именно к тому времени, когда начали во множестве открывать железные и медные руды н недрах Уральских гор. Бывший тогда начальником всех казенных железоделательных заводов на Урале генерал-лейтенант Де-Геннин построил в 1723 году на реке Исети Екатерининский железоделательный завод, в котором в первые годы его существования была еще крепость, устроенная тем же генерал-лейтенантом Де-Генниным для защиты работавших при заводе людей от набегов башкирцев и татар, живших в то время недалеко от Екатеринбурга. Завод этот сперва населили крестьянами, которых обучили работам и назвали мастеровыми людьми. Но так как близ него было построено еще несколько заводов, то в оной и начали селиться мало по малу торговые люди, по размножении коих образовался город Екатеринбург и получил городовой герб в 1783 году.

Герб Екатеринбурга. 1783 г.

Между тем заводские действия не прекращались, а еще более увеличивались. В настоящее время в Екатеринбурге находятся: монетный двор, в котором начали чеканить медную монету с 1784 года; фабрика для гранения разных сибирских цветных камней; лаборатория для сплавки золота и прочие заводские строения. Для управления как Екатеринбургским, так и другими близ него имеющимися казенными заводами, находится в Екатеринбурге главная контора. Сюда ж переведено из Перми в 1830 году и Уральское горное Правление, заведывающее все горные заводы, казенные и частные, находящиеся в губерниях: Пермской, Оренбургской, Вятской и Казанской.

Екатеринбург отстоит от Санкт-Петербурга в 2453, Москвы 1755, губернскаго города Перми — 360 верстах. Он в нынешнее время может почитаться, по числу жителей и торговле, первым городом в губернии, и, как замечают, год от году увеличивается; ибо в нем много уже поселилось и селится купцов и мещан из других российских городов, торговавших сперва временно, под названием вязниковцев, или так именуемых разнощиков товаров, а ныне имеющих уже здесь свои домы и лавки; отчего значительно развивается внутренняя торговля, число жителей прибывает и городских строений умножается более и более. Особенно много послужило к увеличению города и его деятельности перемещение в оный из Перми Уральскаго горнаго правления.

Екатеринбург. Уральское горное правление. Фото конца XIX в.

Подъезжая к Екатеринбургу с Московской дороги, путешественник невольно останавливается на горе, чрез которую проходит тракт, и взор его обращается на Екатеринбург и его гористые окрестности. Он видит весь город почти в куче, отстоящий от него в одной версте. Противоположная его сторона, расположенная по скату отлогой горы, представляет разительную картину; в особенности в ней замечателен величественный каменный дом, стоящий на самой горе, и принадлежащий ныне наследницам купца Расторгуева. В этом доме, во время посещения Екатеринбурга в 1824 году, блаженной памяти император Александр I-й имел трехдневное пребывание, и дом сей так ему понравился, что он сказал своим приближенным: “Этот дом настоящий дворец!” Впрочем, смотря на город, видишь кучи домов, стоящих как будто бы один за другом; между ними усматриваешь несколько церквей и кое-где белые каменные здания, вправо в отдалении белеющиеся церкви и огромные каменные здания Новотихвинского девичьего монастыря 1-го класса, и близ дороги, в той же стороне, большой каменный тюремный замок, с церковью внутри оного, который остается в Екатеринбурге памятником благоразумных распоряжений пермского гражданскаго губернатора (что ныне вятский) Тюфяева.

А. Мартынов. Вид Екатеринбурга. 1805 г.

Осматривая таким образом город извне, путешественник неприметным образом въезжает в сам город и взору его представляется широкий прямой проспект, ведущий к плотине, близ которой расположены горные присутственные места. От въезда в город до плотины считается 1 ½ версты. Проспект по правую сторону вымощен и весьма удобен к проезду, а по левую представляет, особенно в ненастное время, настоящее грязное болото, несмотря на то, что тут до 1826 года были ветхие домы, помнящие почти основание самаго города.

По внутреннему расположению город разделяется на две части, между коими протекает река Исеть от северо-запада к юго-востоку.

В первой части города, то есть по правую сторону течения реки Исети, близ плотины находится двухэтажная каменная церковь прекрасной архитектуры, освященная в 1774 году. В ней три престола: первый внизу, во имя Богоявления Господня, по которому и церковь сия именуется Богоявленскою; второй, внизу же, в виде придела, во имя Св. Петра, Алексея и Ионы, митрополитов московских; третий вверху, во имя Св. Апостолов Петра и Павла. В нынешнем году церковь сия переименована в Богоявленский кафедральный собор, по случаю назначения в Екатеринбург викарного епископа, который уже и имеет пребывание с своим штатом в сем городе с 14 апреля 1834 года. Против собора стоит гостиный двор, в коем по наружным и внутренним сторонам считается до 160 лавок, а напротив гостиного двора и собора же, к плотине, представляется взорам каменное здание в три этажа (ныне перестроенное из старого двухэтажнаго), в коем помещается Уральское горное правление, а далее от него, к плотине же, каменный двухэтажный корпус: в нем Главная контора екатеринбургских заводов. С одной стороны около собора и горного правления и кругом гостиного двора облегает порядочная площадь, первая по величине во всем городе; но, к сожалению, еще не вымощенная, по примеру других городов, камнем, а потому в ненастное время весьма неудобная для пешеходов. Далее от собора к югу, за гостиным двором, есть другая площадь, большая часть коей застроена временными маленькими деревянными лавочками для мелочных торговцев. На этой площади стоят городовые весы и большой каменный корпус с лавками для торговли мясом. За сим корпусом открывается еще небольшая площадь, на которой в зимнее время торгуют рыбой. На сей же площади находится двухэтажная церковь, называемая Златоустовскою, освященная в 1765 году. В ней главный престол внизу во имя Сошествия Св. Духа, с двумя приделами: во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и Иоанна Златоустого, а вверху престол во имя святителя и чудотворца Николая.

Улицы в этой части города начинаются с проспекта и тянутся вправо до монастыря, а влево до реки Исети, которая с сей стороны обтекает город полукругом. Все они вообще неправильны, то есть кривы и узки, выключая двух, вновь строющихся, к стороне монастыря; а по низменному местоположению города весьма грязны, во всякое время года, несмотря на то, что жители стараются оные вымащивать. Главная из сих улиц именуется Уктусскою. Она начинается от гостиного двора и пролегает мимо Златоустовской церкви, на пространстве двух верст, до выезда на Нижне-Исетский тракт. От середины сей улицы влево, к самому берегу Исети, есть большая площадь для торговли хлебом.

По новому плану города, утвержденному в недавнем времени, предложено сделать улицы широкие и прявильные, отчего город получит прекрасный вид и избавится от грязи, неизбежной в узких улицах. Ныне домы, строящиеся вновь, кажутся между старыми, как будто бы стоящими в переулках.

В сей части города достойны замечания четыре каменных дома. Первый казенный огромнейший двухэтажный, стоящий на берегу Исети, в двух верстах от плотины, вниз по течению реки, и занимаемый архиереем. Вид из сего дома на окрестности прелестнейший. В одной части дома устроена для преосвященнаго домовая церковь во имя св. Стефана, епископа пермскаго, и Сергия, игумена радонежскаго. Второй также казенный трехэтажный, построенный на возвышенном берегу пруда, во ста саженях от плотины. Сей дом занимается главным начальником заводов хребта Уральскаго. Он принадлежал прежде берг-инспектору Булгакову. Дом этот по прекрасной своей архитектуре и огромности может почесться вторым в городе, после дома наследниц Расторгуева. Два остальные дома находятся на проспекте и принадлежат екатеринбургским купцам: один трехэтажный, стоящий по правую сторону проспекта Старцову, а другой двухэтажный, по левую — Красильникову и Коробкову. Нижние этажи этих двух домов занимаются лавками, между коими есть одна книжная Г. Голышева, что может почесться здесь редкостию.

В. Метенков. Богоявленский собор и Кафедральная площадь. Фото 1880-х гг.

В этой же части города, на выезде из оного по Уктусской улице, в правой стороне находится огромнейший Новотихвинский девичий монастырь. Он основан в 1809 году под названием Обители, но, год от году увеличиваясь числом монашествующих и каменными зданиями, в 1822 году получил уже название и штат монастыря 1-го класса по ходатайству бывшей в то время в Санктпетербурге оного монастыря первой Игуменьи Таисии, которая усердием своим и ревностию возвела его, почти из ничего, в лучший русский монастырь. В нем находятся теперь четыре каменныя церкви. Первая Успения Богородицы, освященная в 1782 году и бывшая, до основания монастыря, градскою кладбищенскою; вторая пристроена к первой, во имя Тихвинской Богородицы; третья в саду, небольшая, во имя Всех Святых; четвертая во имя Пресвятыя Богородицы Всех Скорбящих, освященная в 1832 году. Эта церковь огромнее всех и имеет отличнейший резной иконостас; к ней же пристроен большой каменный корпус, в котором помещается монастырская трапеза. Еще строится пятая церковь двухэтажная, также каменная, во имя Св. Александра Невскаго. Она будет всех огромнее и предназначена быть в монастыре соборною. Ризница и церковныя принадлежности при монастыре — богатейшие. Некоторыя иконы украшены серебрянными ризами и многия убраны фольгою, в изящном вкусе, трудами монашествующих. Монастырския кельи и разныя строения все каменные, в новом вкусе. Монастырь кругом обнесен низменною каменною стеною, на пространстве двух верст. Он имеет прекрасный прудок, примыкающий к лесу, отличный ключ, обширную усадьбу: сады и оранжереи. Все это начато строиться игуменьею Таисиею и оканчивается достойною ее преемницею игуменьею Александрою. Число монашествующих в нынешнем году было налицо: постриженных до 100, белиц до 150 человек. В числе первых много есть переместившихся из других русских монастырей. Все монашествующие содержатся на монастырский счет и имеют общую трапезу. Мне случалось быть несколько раз зрителем сей трапезе, которая сытна, но без роскоши, вредной во всяком случае. На весь обед продолжается глубокое молчание и я восхищался, смотря на 200 человек, вкушающих с удовольствием Божии дары и слушающих одну читающую монахиню, посреди комнаты, житие святого угодника Божия, в тот день воспоминаемаго. Во всем монастыре чистота и опрятность отличные. Все кажутся равны в нем и остаются довольными, за что и благодарят Бога в теплых своих молитвах. Монастырь содержится частию рукоделиями монашествующих; между которыми есть хорошие золотошвейки, и вкладами добровольных дателей. Сверх того к монастырю приписано много рыбных ловель в озерах и сенокосов, что и исполняется несколькими крестьянскими семьями, пожалованными монастырю императором Александром I-м по ходатайству игуменьи Таисии.

С. Прокудин-Горский. Новотихвинский женский монастырь. Фото начала XX в.

От главных монастырских ворот к городу строятся еще два каменные корпуса для гостиницы, в которой будут помещаться приходящие в монастырь богомольцы.

Прямо от монастыря к востоку пролегает широкая улица, до самой реки Исети. На этой улице есть каменная церковь, во имя Всемилостиваго Спаса, построенная в 1810 году купцом Толстиковым, который первый из раскольников города перешел в православие, с тем, чтобы в сей церкви отправлялось богослужение по старопечатным книгам. В последнее время общество сих старообрядцев приметным образом увеличивается обращающимися к ним раскольниками разных сект.

Переехавши плотину, будешь уже во второй части города, которая вмещает в себе все население, расположенное на левой стороне реки Исети. Так как большая половина сей части начала строиться в последнее время, то и улицы в ней широкие и правильные, домики красивые, между коими много и каменных. В этой части города достойно замечания следующее:

Горный екатеринбургский собор, стоящий на площади, прилегающей к плотине. Он освящен в 1758 году и имеет четыре престола: внизу во имя св. великомученицы Екатерины, с двумя приделами, во имя св. Иоанна Богослова и архидиакона Стефана, и вверху, между колокольнею и главным соборным куполом, во имя св. Троицы. Направо против собора находятся уездные присутствеяныя места, а за ними дом уездного училища. Влево же от собора стоит огромный дом, хорошей архитектуры, наследников маркшейдера Полкова. В сем доме иногда даются спектакли проезжими труппами актеров, а в зимнее время вокальные и инструментальные концерты, до которых здешние жители большие охотники; но к сожалению, исполнители концертов бывают с посредственными талантами.

В. Метенков. Екатерининский собор. Фото 1880-х гг.

Прямо от собора, к востоку, идет широкая улица, на которой достоин замечания дом принадлежащий штаб-лекарю Варвинскому, в коем помещается клуб. Здесь в зимние вечера бывают частенько публичные балы и маскерады, на которых любители танцев, под стройный оркестр музыки, вальсируют до упада. Прочие улицы начинаются от упомянутой широкой Соборной и тянутся вправо и влево. Идущие влево оканчинаются на горе, выключая двух, пролегающих возле берега пруда и по скату горы далее до речки Мельковки, за которою открывается отдельная часть города, почти вся населенная мастеровыми людьми.

На упомянутой горе находится двухэтатажная каменная церковь именуемая Вознесенскою. Она освящена в 1789 году и имеет два престола: один во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, а другой вверху во имя Вознесения Господня.

Екатеринбург. Вознесенская церковь. Фото 1930-х гг.

На той же горе, недалеко от церкви стоит огромнейший каменный трехэтажный дом, прекрасной архитектуры, принадлежащий наследницам купца Расторгуева. Смотря из этого дома, видишь восхитительную картину всего города и его окрестностей. К задней части сего дома примыкает огромный сад, расположенный по скату горы, в английском вкусе, с прекрасными цветниками, оранжереями, беседками и прудком. Он принадлежит также наследницам Раторгуева и занимает пространства в окружности более версты. Одна половина сада совсем уже отделана, а вторая еще устраивается. Сад всегда открыт для публики и в хорошие летние дни, особенно в праздничные, посещается лучшим обществом и приносит много удовольствий. Этот сад мог бы быть украшением и столицы, а в Екатеринбурге почитается редкостию, где, кроме его, нет ни одного публичного сада, исключая казенный, который расположен в древнем вкусе, близ плотины, по берегу пруда и в нынешнее время почти заросший.

С. Прокудин-Горский. Дом Расторгуева-Харитонова. Фото начала XX в.

Улицы, расположенные вправо от соборной церкви, тянутся, на пространстве двух верст, к так называемой Заимке, или предместию города. Эта Заимка почти вся населена раскольниками, которые в Екатеринбурге составляют большое общество, состоящее из лучших купцов и мещан. У них, кроме двух богатых часовен, есть здание каменной церкви, построенное в 1822 году. Церковь сия стоит и по сие время не освященною, потому что раскольникам запрещено иметь церкви. Она, может быть, обратится скоро в приходскую или единоверческую; ибо в нынешнее время, деятельным духовенством, многие из раскольников выводятся из заблуждения и, оставляя свои предрассудки, присоединяются к православной церкви.

Во всем городе считается около двух тысяч домов, в том числе каменных до ста. В сих домах жителей обоего пола более 15000 человек.

Промышленность здешних купцов и мещан состоит: первое в покупке на линии у киргизов рогатаго скота и лошадей. Скот пригоняют в Екатеринбург и бьют на устроенных для сего бойнях; получаемое из скота сало отправляют водою в С.-Петербург, а мясом снабжают почти всю Пермскую губернию и особенно находящиеся в ней горные заводы. Лошадей поставляют так же для горных заводов. Второе в покупке по сибирским ярмаркам пушных товаров, сала и масла коровьего, что все отправляется в С.-Петербург, Таганрог и частию в Москву, зимою сухопутно, а летом — водою. Третие в покупке железа на казенных и частных заводах, которое, покупая на выгодных условиях, задавши вперед деньги, отправляют на Макарьевскую ярмарку и в Таганрог. Четвертое в покупке хлебного провианта, частию на Екатеринбургском рынке, а более в уездах Шадринском, Камышловском и Ирбитском, и в поставке оного на частные горные заводы. Пятое в производстве мелочного торга разными произведениями, как местными, так равно и привозимыми из других частей России. Многие из купцов и мещан занимаются еще выделкою кож и выработкою простого шубного клею, для чего устроено близ города много заводов. Клей и кожи идут также во внутренность России и производителям приносят порядочные выгоды.

Ремесленный класс состоит, большею частию, из гранильщиков и оправщиков в металлы разных сибирских камней, как то: аметистов, аквамаринов, топазов и прочих. Многие из сих мастеров с 1826 года начали переселяться во внутренние города России, а именно: в Казань, Нижний Новгород, Вятку, и другие; ибо в том же 1826 году последовало запрещение по всей Пермской губернии оправлять каменья в золото, по случаю открывшагося хищничества оного с золотых промыслов и переводимаго ремесленниками на оправку камней и другие вещи.

Нравственное состояние жителей города еще далеко от европейской образованности: выключая дворян, образовавшихся в высших учебных заведениях и нескольких купцов, остальная часть народа груба — и хотя многие знают кое-как читать и писать по русски; но не имеют понятия ни о каких светских вежливостях, почитающихся необходимым достоинством в образованном человеке. Причиною сему низкому состоянию умственных способностей в здешних жителях есть то, что многие из них, будучи закоренелыми раскольниками, утопают в своих грубых предразсудках и настоящее образование называют злом, не понимая истинной цели просвещения, а потому и остаются как сами, так и дети их в жалком невежестве.

А. Мартынов. Екатеринбургская купчиха. 1805 г.

Одежда здешних жителей обыкновенная: женщины и девицы носят даже модные платья, но головы, большею частию, повязывают платками, выставляя на лбу ряд волос. Здесь увидишь весьма не многих в шляпках, чепчиках и гребенках; ибо этот костюм принадлежит высшему образованному обществу. Мужчины из купцов и мещан, носят сертуки и бористые кафтаны; никто из них бород не бреет, а особливо раскольники почитают бороду неприкосновенною. Но несмотря на соблюдение целости своих бород, иные из купечества и мещанства, даже и раскольники, стригут волосы на голове по немецки, то есть чупом. Эта странная мода здешних мущин многим россиянам покажется смешною, но здесь, между ея почитателями, она имеет свою цель, а именно: следующие этой моде считают себя образованнее тех, которые ее отвергают; а потому сей же модой и разделяются они на высшее и низшее общество, разумеется в их токмо мнении, несмотря на то, что оба общества имеют одинаковые понятия о настоящем образовании.

Публикуется по книге Злоказов Л. Д., Семенов В. Б. Старый Екатеринбург: Город глазами очевидцев - Екатеринбург: ИГЕММО "Lithica"; Музей истории Екатеринбурга, 2000.