Отдельные сведения часть 2

Однако уже в 1899 г., несмотря на общие удовлетворительные итоги года, начал чувствоваться недостаток в оборотных средствах. В мае 1899 г. общество обратилось в правление Волжско-Камского банка с просьбой открыть кредит под рельсы, изготовляемые по заказам казенных железных дорог н общества Московско-Казанской железной дороги. Но до кризиса сбыта было еще далеко. В том же году правление общества дало согласие управлению железных дорог принять заказ на 500 тыс. пудов рельсов с поставкой их в 1900—1902 гг. Нет никаких данных, свидетельствующих о сокращении производства в 1899 г. Но уже в 1900 г. заводы работали с большой недогрузкой: при производительности в 3.5—4 млн пудов рельсов заводы Богословского округа выработали в 1900 г. 2.3 млн пудов.168 Недогрузка производственных мощностей ярко сказалась на финансовых итогах 1900 г. По балансу на 1 января 1901 г. стоимость заводских построек увеличилась на 292 тыс. р. Но почти вся эта сумма находилась в неоконченных постройках. Стоимость оборудования возросла по сравнению с 1899 г. лишь на 82 тыс. р., стоимость движимого имущества (в правлении, на заводах, на пароходстве и железных дорогах) — на 266 тыс. р. В изыскания по постройке железной дороги вложения увеличились на 22 тыс. р., но зато стоимость заводских продуктов и изделии с учетом нереализованной продукции возросла на 1034 тыс. р., что свидетельствовало. о весьма значительном запасе готовых изделий не находивших сбыта.

...

Но выгоды от получения ссуды можно было ожидать только в 1903 г. В поддержке же заводы нуждались немедленно. И такая поддержка была правительством оказана. 14 января 1902 г. Богословскому обществу был передан новый заказ на 500 тыс. пудов рельсов, а 1 апреля общество получило от управления железных дорог дополнительный заказ на 1500 тыс. пудов рельсов для Вологодско-Вятской железной дороги. Тогда же было приступлено к исчислению разницы в плате за рельсы между 1 р. 21 к. и 1 р. 25 к. Все это должно было значительно упрочить финансовое положение Богословского округа, но не вывело его из финансовых трудностей. Это ярко проявилось в балансе на 1 января 1903 г. Стоимость заводских построек повысилась на 145 тыс. р., но это увеличение произошло в основном за счет ввода в эксплуатацию незаконченных построек за предшествующие годы. Незначительно возросла стоимость оборудования — она увеличилась на 123 тыс. р. То же самое следует сказать о движимом имуществе, стоимость которого увеличилась лишь на 166 тыс. р. Но весьма возросла стоимость заводских изделий, которые не находили сбыта, с 1249 тыс. р. до 2428 тыс. р., т. е. почти вдвое, а также стоимость заготовленных материалов и топлива — с 1666 тыс. р. до 2713 тыс. р. Особенно вырос счет дебиторов — с 1898 тыс. р. до 3575 тыс. р., главным образом за счет казенных и частных железных дорог, в связи с постройкой железнодорожной ветки. Сумма, вложенная в железнодорожное строительство, составила 1264 тыс. р. Все это требовало покрытия.