Переход к новому промышленному подъему часть 11

Но поражения на фронте, острая нехватка металла заставили правительство создать ряд органов по регулированию производства и распределения металла и топлива. Тем самым деятельность заводов должна была протекать в условиях усиления алиментов государственного капитализма. Система регулирующих органов неоднократно описана в литературе. Здесь мы остановимся лишь на основных моментах.

Попытки государственного регулирования хозяйства в России были осуществлены позже, чем на Западе. В конце мая 1915 г. в Петрограде состоялся IX очередной съезд представителей промышленности и торговли, предложивший образовать на местах военно-промышленные комитеты во главе с центральным комитетом. Эти комитеты были созданы в конце июля 1915 г. Предполагалось привлечь к работам комитета и представителей рабочих, но рабочие-выборщики в сентябре 1915 г. отказались делегировать своих представителей, и только в ноябре, после ухода большевиков и левых народников, меньшевикам-оборонцам удалось добиться направления в Центральный военно-промышленный комитет 10 делегатов от рабочих. Главной функцией военно-промышленных комитетов явилось содействие промышленным предприятиям в их работе «на оборону», посредничество в распределении оборонных заказов. Военно-промышленные комитеты были узаконены в августе 1915 г., и почти одновременно, в сентябре того же года, было утверждено ноложение о деятельности Комитета земского и городского союзов, так называемого Земгора, задачей которого являлось снабжение армии необходимыми припасами. Оба комитета являлись органами торгово-промышленной буржуазии. Однако в деле государственного регулирования решающую роль царское правительство сохранило за своими органами.

Важным шагом в этом отношении явился закон 17 августа 1915 г., по которому были образованы особые совещания по обороне, топливу, продовольствию и перевозкам. При этом Особому совещанию по обороне формально были подчинены три остальные совещания. Но закон 17 августа предоставлял все полномочия председателям, а сами особые совещания являлись лишь совещательными органами при них. Вот почему особые совещания нельзя отождествлять с регулирующими органами на Западе, где они являлись организациями руководящих кругов буржуазии. В России создание особых совещаний с исключительными правами их председателей, назначаемых правительством, не привело к подчинению царского правительства монополистической буржуазии, а явилось попыткой добиться совместной работы правительства с верхушкой торгово-промышленной буржуазии при сохранении руководящей роли за правительством.