Переход к новому промышленному подъему часть 2

Особенно разительна была разница в ценах на металл на русском и заграничном рынках. Представители железных дорог приводили на совещании следующие данные: цена за границей на сортовое железо равнялась 1 р. за пуд, а в России 1 р. 52 к.— 1 р. 78 к., соответствующие данные на листовое железо — 1 р. 10 к. и 1 р. 85 к.—1 р. 90 к., на балки — 1 р. и 1 р. 64 к.; на сталь — 87 к. и 1 р. 89 к. Понятно, что участники совещания отмечали, что «в России цены на металл возросли ненормально». Такие цены ложились тяжелым грузом на потребителя, задерживали технический прогресс, — машиностроение развивалось медленно. Но это мало беспокоило производителей металла: русский рынок был надежно огражден от иностранной конкуренции высокими пошлинами на металл.
Несомненно, что в годы подъема наблюдался значительный рост производства основных видов металлургической промышленности. Вот данные, приведенные на совещанип, которым можно доверять, так как они не встретили возражений нп со стороны производителей металла, ни со стороны потребителей, в том числе и различных ведомств.

Весьма значительный рост производства, при одновременном повышении цен, опирался на прочный спрос. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что, несмотря на значительное расширение производства, запасы продуктов металлургической промышленности увеличивались далеко не в угрожающем размере.

Приведенные на совещании заявки различных ведомств позволяют составить представление о структуре рынка на изделия металлургических заводов. Из этих данных видно, что железнодорожные заказы за все годы подъема (1910—1913 гг.) значительно уступали так называемому рыночному металлу, составив в 1910 г. около 23% всего готового металла, в 1911 г.— 22%, в 1912 г.— около 23% и в 1913 г. — около 24%, а если учесть стальные, отливки и литейный чугун, этот процент за те же годы составлял 18.6, 18.3, 19 и 20.5, т. е. железнодорожные-заказы
составляли около потребляемого металла.

Остальная часть поглощалась Военным и Морским министерствами — по данным совещания, потребность в металле этих министерств составляла в 1913 г. около 15 млн пудов,3 сельскохозяйственное строительство предъявляло спрос в 1913 г. на 10 млн пудов, нефтяная промышленность Эмбинского, Бакинского и Грозненского районов — на 5 млн пудов; 15 крупных металлообрабатывающих заводов Петербурга — на 8 млн пудов, металлообрабатывающие заводы Московского района — на 20 млн пудов. Остальное количество металла поглощалось другими промышленными районами, городским строительством и т. д.

В годы подъема уральская промышленность все более оттеснялась на второстепенные позиции Югом, за исключением разве кровельного железа, основным поставщиком которого оставались уральские заводы. Но рост производства кровельного железа был не так уж значителен.