Переход к новому промышленному подъему часть 4

Что касается Северного Урала (Богословского округа), то туда алтайский уголь мог бы доставляться водным путем, на баржах по pp. Томь—Обь—Иртыш— Тобол—Тавда и Сосьва, всего 2889 верст, из них 1511 верст вниз по течению. «Таким образом, — заключал Совет свой доклад, — вопрос о снабжении Урала металлургическим коксом высокого качества находится в настоящее время на пути к разрешению».

Особое значение для Урала Кузнецкий бассейн мог получить лишь после сооружения Кольчугинской железной дороги и после завершения постройки коксовальных печей, на что, по мнению Совета, «потребуется не менее 3, вероятно, лет, хотя правление этого предприятия предполагает выпустить на рынок уголь уже в конце текущего года». Для Урала известное значение мог бы иметь Судженский каменноугольный район, но лишь при условии понижения железнодорожных тарифов и перестройки совершенно устаревших коксовальных печей. Но и сам Урал мог бы давать хорошее каменноугольное топливо, но лишь с проведением Северо-восточной железной дороги, которая сделала бы доступными для промышленных целей Егоршинское месторождение и коксующиеся угли Каменского месторождения. Кроме того, предполагалось, что коксующиеся угли имеются в Троицком уезде около станицы Кичихинской, но это месторождение разведано не было.

Основную роль для уральской металлургии должен был сыграть Кузнецкий бассейн. Мнение Совета о значении кузнецкого угля было поддержано в докладной записке 1913 г. горного инженера Д. Карницкого. Он предвидел, что в ближайшие годы спрос на металл должен был значительно возрасти. Большую роль в развитии металлургии должен был сыграть Урал, «между тем Урал увеличить значительно свое производство на древесном угле положительно не в состоянии, тем более что беспрерывный рост мировых цен на древесину императивно требует изменения всей системы лесного хозяйства и обращения все большего внимания на выращивание товарного леса».