Переход к новому промышленному подъему часть 5

Вопрос с утверждением устава затянулся. Он восемь раз рассматривался в 1913 г. на заседаниях комиссии о новых железных дорогах, но дело не продвинулось вперед еще и в 1915 г. — письмо учредителей к министру путей сообщения, цитированное выше, было написано в середине 1915 г. Но история с утверждением проекта устава общества Обь-Урало-Беломорской железной дороги должна быть отмечена: в ней ярко отразилось стремление принять участие в строительстве магистральных дорог на Урале со стороны ведущих: финансовых кругов империи.

Еще яснее это стремление выявилось в строительстве Северовосточной уральской железной дороги (иначе Тавдинской). Направление этой дороги проектировалось от конечного пункта Алалаевской железной дороги до станции Богданович Пермской дороги и от г. Екатеринбурга через село Егоршино в направлении на г. Нрбит, с выходом на р. Тавду близ села Саиткова Тобольской губернии. Учредителями общества выступили два крупных деятеля уральской промышленности: А. П. Матвеев и С. П. Фар-маковский. Устав общества был утвержден правительством 20 июня 1911 г., и 22 мая (4 июня) 1912 г. состоялось общее собрание акционеров. Наиболее остро стоял вопрос о финансировании постройки дороги. С этой целью учредители еще в 1911 г. делали попытки заключить договоры с банком «Французский кредит» (Credit Fransdais) и Азовско-Донским банком. Однако фактически финансирование строительства Северо-восточной дороги оказалось в руках синдиката банков.

Синдикат банков для финансирования железнодорожного строительства образовался в Петербурге 6 июня 1911 г. В синдикат вошли восемь крупнейших коммерческих банков страны: Международный, Русско-Азиатский, Волжско-Камский, Русский для внешней торговли, Русский торгово-промышленный, Учетно-«ссудный. Сибирский торговый и А зове ко-Дон с коп.12 Несколько позже, в 1912 г., к синдикату примкнул С.-Петербургский частный коммерческий банк. Договор о финансировании дороги между правлением и синдикатом был заключен в мае 1912 г. От группы русских банков в синдикат вошли восемь перечисленных выше банков и с другой стороны банки «Французский кредит» и С.-Петербургский частный коммерческий, который представлял в синдикате интересы французских финансовых кругов.