Первые шаги

В 60-е годы начался сбор сведений необходимых для технико - экономического обоснования (ТЭО) строительства. А в 1967 году коллектив института Свердловскгражданпроект подготовил предварительные ТЭО, специалисты приступили к разработке комплексной транспортной схемы Свердловска. Это стало первым практическим шагом на пути к давней мечте свердловчан - иметь собственное метро. Начались интересные, полные событий, проблем и курьезов будни.

Метро сначала рождается на бумаге, в чертежах и расчетах проекта. Проектировщикам надо досконально знать план застройки города, сеть его электропередач, расположение различных инженерных коммуникаций. Необходимы данные о недрах, в которых предстоит прокладывать трассу, о твердости пород, уровне грунтовых вод и так далее. Да, без работ которые были выполнены в 70-е годы, наш город долго бы ещё жил без метро.

Летом 1973 года на глади городского пруда в районе станции "Динамо", свердловчане заметили мощный понтон грузоподъемностью 90 тонн. Специалисты УралТИСИЗа начали изучение грунтов под прудом, было пробурено шесть скважин каждая глубиной в несколько десятков метров. В итоге была дана общая оценка геологических условий на намеченных маршрутах подземных магистралей.

В те же дни по утрам и вечерам на улицах города можно было встретить немало молодых людей - в основном студентов - с блокнотами и карандашами в руках. Шла "перепись": насколько заполнены салоны автобусов, городского электротранспорта, на каких остановках больше выходит людей, где и сколько пассажиров садится, образуются ли на остановках "пробки". Так началось комплексное изучение пассажиропотоков в Свердловске. И вот наконец все необходимое лежало на столе проектировщиков. Но перед ними по прежнему стояло много вопросов. Прежде всего нужно было решить, каким способом лучше прокладывать ту или иную линию.

Есть два типа метро: глубокого и мелкого заложения. С точки зрения экономии средств на строительство и удобств горожан привлекателен второй способ не надо рыть глубоких шахт, а будущим пассажирам тратить время на эскалаторы. Но этот способ не всегда применим. Памятники архитектуры в центральных районах города, инженерные коммуникаций и масса жилых зданий делают этот способ строительства просто не реальным. Ведь только на подготовку к строительству открытым способом в районе улицы 8-е Марта необходимо 33 миллиона денег из городского бюджета. Но выбор варианта - лишь начало. В проекте надо заложить и способ проходки подземных перегонных тоннелей... опять вопросы, вопросы, вопросы...