Поиски правительственных мер по выходу из кризиса часть 17

Но конкуренция до середины 1907 г. не помешала синдикату держать цены на высоком уровне. К концу марта конкурирующие заводы распродали имеющиеся у них запасы железа и правление писало, что оно «с удовольствием может констатировать, что конкуренция в этом году (1907) выйдет с огромной недовыручкой в цене». Юг продавал железо в Киеве по 1 р. 90 к. за пуд. Главный конкурент на Урале — заводы Абамелек-Лазарева продавали железо на 7 к. дешевле синдиката.395 Между тем минимальная продажная цена синдицированного железа франко-станция Левшино за первое полугодие составила 2 р, 3 к. (запланировано было 1 р. 90 к.), а франко-Москва 2 р. 50 к. Не предвиделось понижения цены и на второе полугодие 1907 г., «скорее надо ожидать небольшого повышения ее», и, как писало правление в совет общества в марте 1907 г., оно решило «провести частичное (т. е. не повсюду, - М. В.) повышение цен пока на 5 и кое-где, с целью уравнения, на 10—15 к. за пуд».

Но эти «радужные» намерения правления не оправдались: усиление конкуренции к середине 1907 г. (заработали Царицынский листопрокатный и Юзовский заводы) заставило правление снизить цены на железо для Европейской России на 5 к., а для Сибири на 20 к. с пуда,398 а на 1908 г. пришлось запроектировать среднюю основную цену на железо франко-станция Левшино в 1 р. 90 к. «Хотя такая цена, — докладывало правление совету в ноябре, — и не представляется заманчивой, но при существующей у общества конкуренции более высокая выручка недостижима».

Большие трудности для деятельности синдиката создавало недостаточное количество кровельного железа, поступавшего ему от контрагентов. За весь 1907 г. заводами-контрагентами было прокатано 7269 тыс. пудов, что составляло 47.65% от общеимперского и 66.4% от уральского производства. Между тем на 1907 г. синдикату требовалось 9.5 млн пудов. Правление докладывало совету, что из этих запродаж «волей неволей придется некоторую часть аннулировать». Неисполненных запродаж уже на 1 ноября накопилось на 2385 тыс. пудов, и поэтому правление было «намерено с запродажами на 1908 г. не торопиться». Для бесперебойного снабжения рынка требовались запасы железа на складах. Но запасы были недостаточны: на 1 ноября 1907 г; они составили 1858 тыс пудов. При этом правление отмечало, что «значительная часть этих запасов, к сожалению, находится не на линии железных дорог, а при заводах, откуда только теперь (конец ноября 1907 г. —М. В.) начинает вывозиться гужем», поэтому эта часть «не всегда была доступна сбыту, а по отношению складов на водных путях железо не будет доступно для сбыта до весны
1908 г.».