Посессионные округа в годы подъема и первой мировой войны часть 15

После июня 1913 г. долгов за Невьянским обществом не числилось, но это было достигнуто путем превращения частных и Государственного банков из кредиторов в акционеров общества. В связи с проведенной реорганизацией С.-Петербургский коммерческий суд 14 июня 1913 г. принял постановление о закрытии администрации «ввиду восстановления дел общества», и уже 15 июня правление общества приняло в свое ведение все дела общества. Состав правления был следующий: председатель кн. П. В. Щербатов, его заместитель Г. С. Шампаниер, директора правления: С. Я. Виткин, В. Д. Ильин, С. И. Литауэр (он же директор-распорядитель), И. М. Эйзен.

Следует учесть, что частные банки, которые стали фактическими собственниками округа, были тесно связаны с иностранным капиталом. Совершенно понятно поэтому требование банков об увеличении числа директоров из иностранных подданных в правлении Невьянского общества.

Алапаевские заводы 1909 год закончили вместо предполагаемой по смете прибыли со значительным убытком, в 343 тыс. р. Правление товарищества Алапаевских заводов в своем докладе общему собранию пайщиков этот недобор объясняло в основном понижением против сметы продажных цен на железо и невозможностью реализовать все предположенное к продаже железо.160 Особенно возросла потребность в новых кредитах в связи с постройкой железнодорожной ветки от Алапаевска до Нижне-Салдинского завода, протяженностью около 60 верст. Стоимость этой ветки была утверждена Министерством путей сообщения в 1.4 млн р. Товарищество Алапаевских заводов поручило постройку дороги инженеру-технологу Я. М. Венгерову, который обратился к правлению Сибирского банка с предложением принять участие в этом деле путем предоставления кредита в 1.1 млн р., гарантируя уплату этого долга передачей банку векселей и закладных.

Банку предлагалось 7% годовых на предоставленный капитал и 10% от ожидаемой чистой прибыли. Сибирский торговый банк в конце 1909 г. вошел в соглашение с Азовско-Донским и немецким (Deutsche Bank) банками об участии в финансировании дороги в размере у части требуемого кредита каждым из банков, при условии, что Венгеров будет платить не 7%, а 8% и вместо 10% от прибылей предоставит банкам 25%. Венгеров согласился на эти тяжелые условия.