Посессионные округа в годы подъема и первой мировой войны часть 16

Ссуда в 1.1 млн р. была предоставлена синдикатом трех указанных банков. Заем предоставлялся на З года и должен был погашаться
ежегодно равными частями.

Для товарищества Алапаевских заводов эта операция означала новые долги, но дорога была жизненно необходима для развития округа: открывалась возможность разработки больших запасов каменного угля и асбеста, ранее остававшихся втуне, так как дальняя гужевая перевозка этих продуктов была экономически невыгодна.

Улучшение путей сообщения позволило правлению товарищества приступить к расширению производства до 4 млн пудов железных изделий в год. Но для этого были нужны деньги. Правление решило обратиться в Государственный банк с просьбой об увеличении кредита под залог металлов. Такой кредит Алапаевским заводам был увеличен правлением банка с 1 млн р. до 1.5 млн р. В 1910 г. правление товарищества просило увеличить размер кредита еще на 500 тыс. р. сроком на полтора года, т. е. до окончания постройки ширококолейной дороги Алапаевск— Салда. Свою просьбу товарищество мотивировало тем, что кровельное железо — сезонный товар и в зимние месяцы не находит сбыта. На складах создавались большие сезонные запасы, которые вместе с передельными материалами — чугуном, слитками и болванками — оценивались в 4 млн р.

Учетно-ссудный комитет Екатеринбургского отделения Государственного банка поддержал ходатайство Алапаевских заводов. Он указал, что «постановка дела на этих заводах продолжает улучшаться с ясным намерением удешевить производство». С этой целью были затрачены крупные суммы на переустройство заводов. Заводы обладали запасами металла, вполне достаточными для обеспечения кредита в 2 млн р. Дополнительный кредит был разрешен.

Но этого увеличения кредита оказалось недостаточным, чтобы укрепить финансовое положение заводов. В том же 1910 г. правление товарищества поставило перед общим собранием пайщиков вопрос об организации нового производства — стрелок, скреплений, болтов и других материалов для железных дорог, что требовало постройки нового завода. Это дело сулило большие прибыли. «Если предположить, — докладывало правление общему собранию, — что вновь образуемое дело будет работать с таким же успехом, как и дело Донецкого металлургического общества в Екатеринославле (за последние 1908—1909 годы это общество заработало свыше 12% на основной капитал)..., то можно с уверенностью ожидать, что новое дело, руководимое теми же лицами, как и старое, будет приносить не меньший доход». Кроме того, правление предлагало увеличить выработку сортового железа на 300—400 тыс. пудов. Однако для реализации этих проектов, во-первых, необходимы были новые капиталовложения, во-вторых, следовало добиться гарантированных правительственных заказов на железнодорожное оборудование, что зависело от Комитета по распределению. Для осуществления первого условия правление Алапаевских заводов решило войти в соглашение с представителями бельгийского Донецкого металлургического общества штампования Карэ и Евраром. Для успешного же завершения переговоров с этим обществом нужно было спешно решить вопрос о правительственных заказах на железнодорожное оборудование. Правление товарищества обратилось в марте 1911 г. к председателю Комитета по распределению с просьбой срочно «оказать свое содействие к быстрому разрешению и удовлетворению ходатайства товарищества».