Посессионные округа в годы подъема и первой мировой войны часть 31

Другим крупным округом, подпавшим под влияние Азовско-Донского банка, являлся Богословский округ. В годы депрессии он оказался на грани банкротства. По данным Государственного банка, на округе в феврале 1910 г. лежала задолженность в 7079 тыс. р., из них Государственному банку 3074 тыс. р. Заводы приносили прибыль, но финансовое положение округа из-за задолженности оставалось тяжелым. Средств не хватало даже для расчета с рабочими. До этого, в 1910 г., администрация из-за недостатка оборотных средств была вынуждена заключить договоры с Богословским потребительским обществом и рядом местных торговых фирм о поставках, необходимых для рабочих товаров в кредит. «При этом, — писало Екатеринбургское отделение в правление Волжско-Камского банка, — торговцы, конечно, не забывали и своих интересов, назначая за отпускаемые в кредит товары в свою пользу такой процент, который при нормальных условиях немыслим».

Основным производством главного завода округа — Надежденского оставалась прокатка рельсов. Заказы получались через правительственный Распределительный комитет. В марте 1911 г. Екатеринбургское отделение Волжско-Камского банка писало своему правлению в Петербург, что «оживлением своей деятельности Богословские заводы обязаны получением от казны подряда на изготовление рельсов для Амурской и второй колеи Сибирской ж. д. А так как подряды взяты по хорошим ценам, то ожидается, что заводы будут работать с солидной прибылью». Для исполнения полученных заказов администрация оборудовала 7000-сильную рельсо-прокатную реверсальную машину и приступила к постройке седьмой по счету доменной печи.

В 1911 г. финансовое положение заводов окрепло и векселя администрации стали охотно приниматься всеми банками. Администрация «выкупила даже часть доадмпн ист рати иных долгов и на порядочную сумму. Были заключены новые договора на поставку товаров для нужд рабочих с торговыми фирмами в целях урезать не в меру разыгравшиеся аппетиты поставщиков».

Как будто округ шел по пути финансового оздоровления. Но вскоре выяснилось неблагополучие с поставкой казне рельсов. В августе 1911 г. Сибирскую дорогу осматривал министр путей сообщения и в результате ревизии потребовал от управления железных дорог аннулирования выданных Богословскому обществу заказов на рельсы (их производилось в это время 6 млн пудов в год) «ввиду того, что рельсы не выдерживают гарантийного срока и даже на некоторых участках требуют смены по прошествии года после их укладки» (гарантийный срок равнялся 10 годам).

Как отметила ревизия, «прием на дорогу таких негодных рельсов находит себе полное объяснение в тех отношениях, которые создались между центральным ведомством путей сообщения и Надеждинским заводом». Член комитета Управления железных дорог Хитрово телеграфно просил начальника Сибирской дороги, «принимая в настоящее время близкое участие в делах Богословского общества», принять укороченные рельсы Надеждпнского завода в количестве 500 тыс. пудов, а начальник материальной службы Сибирской дороги барон Роден предложил начальнику 9 участка пути инженеру Валабуеву, как эксперту, «подписать приемочный акт на миллион десять тысяч пудов рельс без особых оговорок о их качестве, удостоверив лишь количество принятых рельсов».