Посессионные округа в годы подъема и первой мировой войны часть 36

Интересно отметить, что ни в отчетах Баторевича, ни в материалах Народного банка РСФСР, относящихся к 1919 г. и содержащих весьма ценные сведения о финансировании предприятий коммерческими банками накануне Октября 1917 г., не упоминаются ни Русско-Азиатский, ни С.-Петербургский частный коммерческий банки, игравшие крупную роль в финансировании Симского общества накануне войны.

Белорецкое акционерное общество к началу промышленного подъема продолжало сохранять характер семейного предприятия Торгового дома Вогау и Ко. Акционерный капитал, составлявший 3500 тыс. р., был распределен между Торговым домом и лицами, близкими к нему. Узким местом в деятельности Белорецких заводов оставалась их крайняя техническая отсталость, а главное — удаленность от железнодорожных путей. В 1914 г. была построена лишь узкоколейная дорога, соединившая Белорецкий и Тирлянский заводы с линией Самаро-Златоустов-ской магистрали. Только накануне революции, в 1917 г., была начата постройка линии Белорецк—Магнитная, протяженностью 145 верст. Но до революции было построено лишь 15 верст.

Таким образом, транспортная проблема до революции разрешена не была. Однако это не остановило технической реконструкции заводов, за счет которой правление надеялось снизить себестоимость изделий и тем самым в какой-то мере компенсировать крупные транспортные издержки.

Реконструкция проводилась как в довоенные годы, так и в годы войны. В 1914 г. начал строиться новый проволочно-гвоздильный завод. К 1916 г. волочильный цех завода вырабатывал 1152 тыс. пудов проволоки, а гвоздильный цех дал 342 тыс. пудов гвоздей при производительной мощности в 500 тыс. пудов. В годы войны развернулось производство колючей проволоки для постройки проволочных заграждений, — такой проволоки выпускалось 20 тыс. пудов в месяц. Производство кровельного железа было сосредоточено на Тирлянском заводе.

Станки приводились в движение от электромоторов, в связи с чем была значительно увеличена мощность центральной электростанции (с 1170 тыс. л. с. в 1914 г. до 4.8 тыс. в 1917 г.). Было улучшено доменное производство: в 1913 г. округ выплавлял 1.2 млн пудов чугуна, а в 1916 г. — 2.1 млн пудов. Значительное количество чугуна выпускал Белорецкий завод: 0.5 млн пудов в 1913 г. и 1.3 млн пудов в 1916 г. Намечалась организация выплавки стали и постройка механической фабрики. Соответствующие здания для этого к 1918 г. были построены. В передельных процессах предполагалось заменить древесное топливо каменным углем, для чего в 1916 г. обществом были куплены Тугайтульские каменноугольные копи (Челябинский уезд). Широко для подсобных процессов использовались богатые залежи торфа. В 1917 г. инженером Эмерлингом был разработан проект нового доменного завода у горы Магнитной с производительностью 15 млн пудов чугуна в год. Припомним, что все уральские заводы выпускали в 1912 г. 50.6 млн пудов чугуна.

Все эти преобразования требовали крупных капиталов. Сравнение балансов за 1913 и 1916 гг. показывает неизменное увеличение стоимости недвижимого имущества и оборудования. По балансу на 13 апреля 1913 г. строения оценивались в 1305 тыс р., кроме того, незаконченные постройки — 472 тыс. р., машины и прочее оборудование — 1701 тыс. р.