Создание схемы

Все просчитав и взвесив, проектировщики предложили вариант из трех пересекающихся в центральной части города линий метро, трех диаметров, соединяющих друг с другом различные отдаленные районы Свердловска.

Первая трасса намечалась сначала так: начинаясь на площади Первой пятилетки, она проходила под территорией Уралмаша к проспекту Космонавтов, поворачивала тут в район железнодорожного вокзала и под городским прудом шла далее на улицу 8-е Марта - к югу до зоны отдыха (станция "Щербаковская"). К 2000 году на первой линии от станции "Площадь Победы" на севере до "Щербаковской" на юге предполагалось построить 12 станций с общей протяженностью трассы 16 километров.

Вторую линию намечалось вести в широтном направлении от ВИЗа до УПИ и далее в микрорайон "Комсомольский". Третья трасса должна была пройти из района Юго-Западный до озера Шарташ. В принципе все это приняли, так сказать, за основу. Но потом внесли коррективы, и довольно существенные. Поначалу харьковские проектировщики предложили два принципиальных варианта первой очереди метро. Вариант №1: юго-запад - центр города - северная часть ( от станции "Волгоградская" до станции "Проспект Космонавтов" и вариант №2: юг - центр - север (от станции "Щорса" до станции "Проспект Космонавтов").

Как видим, конечная северная станция в обоих вариантах - "Проспект Космонавтов". Почему? Во-первых, выяснилось, что строительство подземного метровокзала на площади Первой пятилетки вызовет необходимость проходки перегонных тоннелей под территорией Уралмашзавода, а там немало зданий и сложного технологического оборудования с глубоким заложением фундаментов. Что же, все ломать, переносить? А как быть с участками, густо насыщенными коммунальными сетями и транспортными коммуникациями? Работа исключительной сложности !

Подумали и поняли: прокладка линии метро здесь, возможна здесь лишь вдоль ограды завода, что и накладно, и не позволит выйти с основной трассы на площадь Первой пятилетки. Новые расчеты показали предпочтительность направления первой линии от ЖД вокзала вдоль проспекта Космонавтов, являющегося главной транспортной артерией, которая соединяет эту часть Свердловска с центром. Такой поворот линии от площади Первой пятилетки на станцию "Проспект Космонавтов" способствует также "перехвату" пассажиропотоков из района Эльмаш и города Верхняя Пышма. В тоже время было принято решение о переносе аэропорта "Уктус" за пределы Свердловска, а на освободившемся месте начать застройку домами повышенной этажности и формировании перспективного микрорайона "Ботанический". Эти изменения скажутся на нагрузку на первую линию метрополитена. Ведь застройка "Ботанического" резко увеличит плотность населения этой части Свердловска, что в свою очередь вызовет увеличение пассажиропотоков и оборота ближайших станций подземки. А с другой стороны, нагрузка на предполагаемую линию юго - западного направления (от "Куйбышевской" до "Волгоградской") значительно снизится. Таким образом трасса первой очереди определилась от станции "Проспект Космонавтов" до станции "Чкаловская", протяженностью 11,6 километров, она имеет 9 станций. Первую очередь разбили на два пусковых участка: первый - от станции "Проспект Космонавтов" до станции "Площадь 1905 года" и второй - от центра города до автовокзала. Предполагалось что этот участок будет самым напряженным с пассажиропотоком 400 тыс. в сутки. Время сообщения от станции "Проспект Космонавтов" до станции "Чкаловская" составит 25 минут. Очевидно что метрополитен "приблизит" окраины города, создаст комфортные условия для передвижения граждан в любое время года.

Есть и ещё один вопрос: как часто нужны на подземной трассе остановки? Метрополитен особенно удобен для пассажиров, совершающих сравнительно дальние поездки, поэтому расстояние между станциями у нас в городе составит в среднем 1,3 километра.

Итак, все расчеты сделаны. Первые трассы уже проложены на картах и схемах, карандашом или фломастером. На месте будущих станций расставлены флажки. Пора бы, наверное, спросить: где и когда был забит "первый колышек" Екатеринбургского метро?