Северные племена

О племенах, обитавших на севере Кореи, в Маньчжурии и частично в Южном Приморье в то время, к которому относятся все эти события, происходившие на Амуре, судя по археологическим и этнографическим данным, то есть в первом тысячелетии до нашей эры и в самом начале нашей эры, имеются сообщения и в письменных источниках. Конечно, нет уверенности в том, что все, что говорится в них, касается также амурских племен. Но все же рассказы летописцев по аналогии проливают свет и на образ жизни амурских племен, на их знания, отчасти — на духовную культуру и социальный строй, поскольку во всем этом у них, несомненно, было много общего с их соседями в Южном Приморье и в Маньчжурии.

Впервые такие сведения о «восточных иноземцах» отмечаются в китайских письменных источниках в III тысячелетии до н. э. (упоминаются полулегендарные сушени, или сишэни). В «Бамбуковой летописи» рассказывается, что сушени будто бы в 2225 году до н. э. принесли в дар легендарному императору Шунь лук и стрелы с каменными наконечниками.

Когда чжоусцы победили иньцев и положили начало новой династии Чжоу, они вступили в соприкосновение с сушенями. В 1122 году до н. э. чжоуский У-ван разгромил в Хэнани войска государства Инь и завладел большей частью его территории. Это привело к укреплению связей чжоусцев и их северными и восточными соседями, в том числе с сушенями.

В китайских источниках сообщается, что когда У-ван уничтожил династию Инь, он снесся с девятью восточными варварами (цзю-и) и восемью южными варварами. Когда сушени поднесли ему в качестве дани стрелы с каменными наконечниками и древками из грушевого дерева, У-ван приказал выгравировать на древке стрелы слова «стрелу племени сушень», чтобы сохранить это событие в памяти потомков.

Сушени посылали послов в Китай при чжоуском Чэнь-ване (1115— 1077 годы), чтобы поздравить императора с восшествием на престол. Это было связано, как полагает Д. Позднеев, с походами Чэнь-вана против племен, обитавших в Корее и воевавших с сушенями.

В китайском предании далее рассказывается, что знал о сушенях Конфуций: «Конфуций был в 495 г. в королевстве Чжень, и однажды во время завтрака у императора на террасу упала птица, пораженная каменной стрелой. Конфуций, спрошенный об этой стране, сказал: «Птица — род кречета, происходящего из страны Сушень, а острие стрелы напоминает то, которым император By наградил как эмблемой ранга того принца, в честь которого он превратил страну Чжень в королевство». После этого были произведены поиски в королевском арсенале, где действительно были найдены стрелы, хранившиеся как реликвии».

В 254 г. н. э. по случаю событий в Гаоли (Корее) сообщаются интересные данные о древней стране сушеней. В летописи рассказывается, что вождь племени Гаогюйли (Когуре) Взйгун произвел набег на Ляо-си. Правитель Ю-чжоу Му Цю-цзянь отправил в поход против него военачальника Ваньци, который «прошел через Воцзюй около 1000 ли, дошел до южных пределов Сушени, вырезал на камне подвиги похода». Таким образом, сушени вошли в древнейшую историю Китая как современники иньских и чжоуских императоров.