Ханьское время

В ханьское время обитатели страны сушеней были известны китайцам под новым именем — илоу. Китайские рассказы об илоу полнее и детальнее, чем сведения о сушенях. В них рассказывается характерная и богатая красочными бытовыми деталями картина жизни этих племен. Наиболее ранние сведения об илоу содержатся в «Хоу Хань шу», летописи династии поздняя Хань (25 — 22 годы н. э.). Согласно «Хоу Хань шу», «Илоу есть древнее царство Сушень; лежит за 1000 ли от Фуюй на северо-восток; на востоке прилежит к Великому морю; на юге смежно с Воцзюй. Как далеко простирается на север — неизвестно». Страна Илоу, писали китайцы, очень гористая. И. Бичурин подчеркивал в своих комментариях, что «царство илоу заключало в себе восточную половину нынешней области Гиринь в Маньчжурии».

В переводе этого текста Н. В. Кюнером говорится, что страна Илоу смежна не вообще с Воцзюй, а с Северным Воцзюй. Жители страны Илоу, по словам летописи, «обликом походят на фуюйцев, но говорят отличным языком».

Илоу, так же как и их предшественники, а может быть, предки, сушени, пользовались стрелами с каменными наконечниками; наконечники стрел смазывались ядом: «Искусно стреляют из лука, так что могут попадать в глаз человеку. Луки длиною в четыре фута, а туги как самострел. Древко для стрелы длиною в 18/10 фут. Копьецо делают из черного камня и намазывают ядом, от коего раненый тотчас умирает». Илоу, по словам автора «Хоу Хань шу», имели «все пять родов хлеба», то есть сеяли не только хлебные растения, но и бобовые. Основой хозяйства илоу было земледелие, а не охота или рыбная ловля. Относительно скотоводства в «Хоу Хань шу» говорится только, что илоу «любят разводить свиней. Питаются мясом их, одеваются кожами их». В «Сань го чжи» добавлено, что илоу имеют коров и лошадей и делают свою одежду из растительной ткани.

В летописи говорится далее, что илоу «летом ходят нагие, прикрывая зад и перед лоскутом холста... зимою для защиты себя от стужи намазывают тело свиным жиром толщиной в несколько линий». Жили илоу «по горам и лесам». Так как «климат очень холоден», илоу в зимнее время строили полуподземные жилища: «обыкновенно живут в ямах, и чем глубже, тем почтеннее. В богатых домах делают до девяти ступеней».

Описывая быт и жилища илоу, автор «Хоу Хань шу» приводит одну интересную, но не совсем понятную деталь. Он пишет: «Жители неопрятны и нечистоплотны, отхожее место делают посредине, а вокруг него семья располагается». Это сообщение напоминает обычай чукчей пользоваться общим для всех членов семьи ночным горшком. Относительно домашней утвари илоу в «Сань го чжи» сказано особо: «Восточные варвары пьют и едят одинаково. Все употребляют кухонные доски цзу и сосуды для мяса. Только илоу не подражают обычаю, это крайне неблагопристойно».

Характеристика социальных отношений илоуских племен в «Хоу Хань шу» очень сжатая, но выразительная: «Государя не имеют, но каждое селение имеет своего владетеля». Роды илоу были малочисленны.