Жизнь мохэских племен

Беспокойная жизнь мохэских племен и их воинственность нашли отражение в монументальных сооружениях — городищах. Такова, например, серия укрепленных поселений на Шилке и Верхнем Амуре, в том числе на Чудейском утесе. Утес этот находится в шести километрах от Шилки, на ее притоке — реке Черной.

Высота его около 80 м. Внизу раскинулась широкая долина, удобная для хлебопашества. Вершина утеса ровная, на ней имеется два глубоких рва и между ними высокий вал. Внутри городища находятся десятки древних жилищ, надежно защищенных от внезапного нападения врагов не только этими валами и рвами, но и крутыми обрывами самой скалы.

Такие же и даже еще более мощные мохэские укрепления с многочисленными жилищами внутри обнаружены на реке Завитой у села Михайловского в районе Благовещенска. Валы городищ достигали здесь двухметровой высоты, а площадь одного из них, окруженного двойным валом, превышала 6000 кв. метров.

Воинственность и все возрастающее могущество мохэ вызывали серьезное беспокойство у китайских императоров, что также находит свое отражение на страницах летописей. Так, когда в начале периода Кай-Хуан (589 год) в Китай прибыл ряд мохэских посольств, император Гао-цзу обратился к их послам со словами: «Мы слышали от ваших туземцев, что (вы) очень способны в военных победах. Ныне (вы) прибыли и (мы) видим друг друга. Действительность соответствует нашим мыслям...».

Посланник со свитой исполнили танец, который очень походил на военный. Император обернулся к своим придворным сановникам и сказал: «Между небом и землей имеются такие, которые постоянно думают о войне. Откуда это у них? Впрочем, их страна довольно-таки далеко от Суй. Только (племена) лимо и байшань близки».

Танец, ужаснувший императора, представлял собой обычную для родового общества военную пляску, институт, широко распространенный у различных племен земного шара и неразрывно связанный с системой военного воспитания юношества.

Процесс преобразования власти военачальника в наследственную королевскую власть, подготовленный всем ходом развития мохэских племен, начинает с особой силой проявляться в VII веке. Как и в VI веке, в этот период во главе племени или группы племен у мохэ все еще стоят военачальники, каждый из которых «независим от других и управляет самостоятельно». «Число дружинников в наиболее крупных племенных объединениях доходило до семи тысяч человек, а в более мелких — до трех тысяч человек». «Самыми могущественными были объединения племен сумо мохэ и гудо мохэ. Хэйшуй мохэ, число дружинников у которых вначале не превышало трех тысяч человек, впоследствии, благодаря присоединению к ним ряда мелких соседних племен, в том числе и фуне мохэ, также начинают выдвигаться в число наиболее могущественных племенных объединений».

Становление классовых отношений у мохэ протекало в сложной международной обстановке, которая так или иначе оказывала воздействие на ход этих внутренних процессов. Таковы были, во-первых, контакты с соседними государственными образованиями корейских племен, в первую очередь, с когуресцами.