Остатки древних храмов

Всего найдены были остатки шести храмов. Один из них, № 2, стоял на платформе и имел в центре зал, окруженный коридором. »В зале находились «эстрады» для статуй богов в количестве пяти. Самая большая из них высотой около 30 см помещалась посредине. Она служила, вероятно, местом для статуи главного божества. По бокам были прямоугольные и круглые платформы для бодисатв. На двух платформах имелись углубления; они могли служить как места для ваз с цветами. Храмовое здание № 2, как полагают исследователи, было главным святилищем. Прямо против него мог находиться «лекционный зал», на месте которого найдены камни для столбов и черепица.

На месте храма № 3 оказались остатки алтаря, а перед ним небольшие терракотовые статуэтки сидящего и стоящего будды. Уцелели также фрагменты глиняной статуи Будды (волосы) и часть лица божества — стража. Храм этот погиб в результате пожара. То же самое случилось с храмом № 4. В нем уцелели остатки основания алтаря. В храме найдены голова небольшой бронзовой статуи Будды, а также терракотовые фигурки Будды в сидячей позе. Судя по железным гвоздям в них, эти статуэтки были частью обычной композиции «тысячи Будд».

С этими бохайскими храмами была связана и великолепная каменная колонна, служившая курильницей или фонарем и которая уцелела на территории современного храма. Курильница имеет пьедестал, украшенный скульптурными изображениями цветков лотоса. На пьедестале. возвышается массивная цилиндрическая колонка, увенчанная капителью в виде цветка лотоса. Выше находится сквозной ажурный фонарь, а над ним такая же каменная крыша, передающая форму обычной черепичной крыши. Крыша заканчивается изящным фигурным шпилем, напоминающим традиционные завершения буддийских субурганов.

В городе имелся выложенный камнем восьмиугольный водоем, в котором были обнаружены два скелета, две наковальни и два старинных круглых зеркала. В водоеме найдена также серебряная доска, на которой был выгравирован перечень заслуг различных людей.

Древний Дунцзин блеском своих храмов и дворцов вполне соответствовал, таким образом, величию и славе Бохайского королевства.

Японские археологи при исследовании Дунцзинчена все свое внимание уделили эффектным сооружениям дворцового типа, где находилась аристократическая верхушка боханцев, и храмам. Что же касается основной массы населения городов, то для понимания его жизни раскопки бохайских городов дали еще немного.

Согласно отчету о раскопках Дунцзинчена, в пределах города траншеями были обнаружены ямы, некоторые с квадратным, а другие с треугольным и острым (в вертикальном сечении) дном. Некоторые ямы достигали в ширину 3 м. Они были заполнены бурой землей о» слоями золы и угля, в которой находились прясла для веретен, черепки, кости животных и раковины. В ямах найдены также обломки сосудов, напоминающих по цвету глазури трехцветную керамику танской династии.

Это были, должно быть, остатки углубленных в почву полуподземных жилищ-землянок, в которых жили ремесленники и рабы, создававшие своим трудом величественные дворцовые сооружения, храмы, парки и искусственные озера бохайских властителей.

В Приморье к бохайскому времени относятся остатки буддийских храмов в долине реки Кроуновки, исследованные Э. В. Шавкуновым в 1958 — 1960 годах, Краскинское городище в Хасанском районе, а также городища на Круглой сопке в долине реки Арсеньевки в Анучинсколз районе, у поселка Рудная Пристань на скалистой сопке у реки Мраморной. Есть в Приморье, как он полагает, также двухслойные памятники, внизу которых залегают бохайские слои, а выше — чжурчжэньские. К ним он относит Чугуевское и Кокшаровское укрепления, а также остатки городища, находившегося прежде на территории г.. Уссурийска, но теперь уже почти полностью уничтоженного и застроенного городскими постройками. Здесь, в долине реки Раздольной, в бохайское время находился город Шуайбинь, центр одноименной области Бохайского государства.