Значительные находки из камня

Как уже упоминалось, к числу наиболее значительных находок относятся головы львов, высеченные из камня. Пять таких голов располагались перед платформой дворцового здания № 2. Остальные фигуры львов были найдены с восточной стороны левого крыла платформы и один фрагмент — на юге от нее. Головы львов сильно стилизованы. У них подчеркнут ряд плотно сжатых зубов с большими массивными клыками. Так же утрированы большие круглые глаза и широкие ноздри. Тщательно передана шерсть в виде завитых локонов.

Металлические изделия в Дунцзичене представлены, главным образом, предметами, связанными с деревянными частями зданий. Это железные гвозди, квадратные в сечении, оси для дверей и металлические скрепления для уголков дверей. Последние украшены криволинейным растительным орнаментом и стилизованными животными. Интересно, что растительный узор вырастает из рогов животного. Предметы вооружения в Дунцзинчене представлены наконечниками стрел, один из них долотовидный, другие листовидные, с уступом перед черешком.

Керамика в Дунцзинчене и в Приморье подразделяется на глазурованную и неглазурованную. Глазурь трехцветная: зеленая, бурая и желтая. Бохайская керамика славилась и за пределами стралы. Э. В. Шавкунов полагает, что бохайцы знали секрет производства фарфора и даже вывозили фарфоровые изделия в другие страны. Во всяком случае, изделия из фарфора встречаются в бохайских памятниках повсеместно. Неглазурованная керамика представлена сосудами черного цвета с тонкими и твердыми стоиками. По форме они делятся на обыкновенные горшки, кувшины, чаши и высокие кубки. Имеются также обломки сильно обожженных сосудов буровато-красного цвета. Все сосуды изготовлены на гончарном круге. Интересной особенностью бохайской керамики являются сравнительно широкие кривые полосы, заполненные внутри своеобразными гребенчатыми вдавлениями. По технике нанесения этого орнамента и его композиционному построению он аналогичен орнаментике так называемых киргизских ваз, обнаруженных в минусинских могилах 7— 9 веков н. э. и в одновременных памятниках тюркской эпохи в Монголии.

Среди различных мелких предметов, найденных в развалинах бохайских архитектурных сооружений, могут быть отмечены голубые стеклянные бусы, фрагменты стеклянной бутылки, бронзовая форма для литья, украшения с растительным узором, железные ножницы и другие изделия.

Развалины храмов и найденные в них предметы дают представление о такой важной по тем временам стороне культуры Бохая, как религия. Предметы религиозного искусства представлены буддийскими статуэтками, главным образом изображениями Будды. Большинство изображений Будды выполнено обычным приемом. Их штамповали в специальных формах. Имеются также буддийские изображения из бронзы и железа, в том числе изображающие бодисатву Авалокитешвару. В источниках отмечается, что среди «дани» (то есть подарков), доставленной китайскому двору в 814 году н. э., были и серебряные буддийские изображения. Обнаружены также остатки стенных росписей. Фрески выполнены на глине, смешанной с травой. Судя по остаткам, это были фигуры буддийских божеств и цветов, такие же в принципе, как росписи в пещере Тысячи Будд в Дунхуане.