Общность древних культур

По наблюдениям Э. В. Шавкунова, больше всего общего у бохайской культуры было с культурой соседних когурёсцев и силланцев в Корее, с которыми бохайцев издавна связывали не только культурные, но также и различные экономические и политические контакты.

Но, как и все культуры раннесредневековых государств, созданные уйгурами, японцами, китайцами и корейцами, а также их более далекими южными соседями во Вьетнаме, бохайская культура в широком смысле слова, включая, вероятно, и культуры северных племен, политически не входящих в состав Бохая, во всем имела своеобразный характер, заметный только отчасти, поскольку до нас не дошла ни бохайская литература, ни бохайская живопись.

Но даже и в тех обломках, которые дошли до нашего времени в ископаемом, археологическом, виде, обнаруживаются общие черты своеобразия, той существенной переработки всего общего для культур Востока в конкретном национальном виде, которая придавала ей локальную специфику.

Примером может служить бохайская черепица. Бохайцы украшали концевые диски верхней черепицы розетками, в основе такими же, какие были на черепице уйгурских храмов и дворцоз, на парадных зданиях тайского Китая, в Японии периода Нара, в Корее — у когурёсцев и силланцев. Но оформление розеток в Бохае иное. В них отсутствует, в частности, наружная кайма розетки из выпуклостей в виде «жемчужного шнура». По-своему в розетках сочетаются их лепестки.

Высокая культура бохайцев оказала свое влияние и на соседние страны, с которыми они находились в оживленных связях, в том числе на Японию эпохи Нара. Японский театр в половине восьмого века нашей эры испытал влияние театральной культуры Бохая, откуда, по словам академика Н. И. Конрада, в Японию было занесено «боккайгаку», то есть бохайское театральное искусство.

Корни бохайской культуры, несомненно, глубоко уходят в местную, «туземную», почву, удобренную творческим потом многих поколений мастеров орнамента и скульптуры. В этой связи исключительный интерес представляет новое открытие в пещерах Приморья памятников древнего искусства. В одной из пещер живописной долины речки Суворовки, притока реки Артемовки, были неожиданно обнаружены необычные по стилю и по самому материалу, из которого они выполнены, скульптуры. Материалом для них послужили причудливые натеки белого известкового вещества, опускающиеся со свода пещеры по ее стенам. Одни из таких натеков похожи на черепаху, другие напоминают слонов. Один из таких натеков напомнил древнему скульптору человеческое лицо. Искусно используя естественные формы сталагмитов и сталактитов, он превратил его в голову и шею человека. Со стены на нас смотрит гордое, тонко очерченное лицо с узкими длинными глазами и четко моделированными носом и ртом. Это лицо первым краеведам-спелеологам показалось женским, и они назвали скульптуру «Спящей красавицей» — настолько она изящна. Но скорее это образ мужчины, может быть, божества-воина.

Удивительные скульптуры в пещере на реке Суворовке напоминают сведения, сохранившиеся в корейских хрониках о таинственной пещере предков правящей династии когурёсцев, которая находилась где-то на востоке.