Развитая культура Дальнего Востока

Самое же главное заключается в том, что возникновение такой развитой культуры явилось результатом всего предшествующего развития производительных сил, экономики и социальных отношений на Дальнем Востоке и в сопредельных областях Азиатского материка. Расцвет Бохая был подготовлен тысячелетней работой бесчисленных поколений, в том числе — на Амуре и в Приморье.

Могущество Бохая было поколеблено, а затем и уничтожена киданьскими племенами. Занимаясь скотоводством, кидани издавна вели кочевой образ жизни. Раздробленные на множество родов, они долгое время не играли самостоятельной роли в истории. При династии Вэй они были в подданстве у Китая, затем — у тюрок и, наконец, снова подчинились Китаю при династии Тан.

В IX веке, пользуясь ослаблением Китая, кидани усилились. В это время у киданьских племен существовал союз восьми кочевых племен, управляющийся по выбору вождем одного из племен. После трехлетнего управления власть переходила в порядке очереди к вождю другого племени. Вождя сменяли досрочно в том случае, когда при нем происходило большое несчастье для всего народа, например, мор на скот. Знаки достоинства общенародного вождя, знамя и барабан, переносились тогда к палатке его преемника. В источниках, например, рассказывается, что во время правления вождя Яонянь (или Чэньдань) кидани неоднократно терпели поражения от Люжень-гуна, владевшего Ючжоу. Народ, приписывая все неудачи правителю, сменил его и избрал главою киданьского союза вождя племени дахэ Амбагяня (иначе — Абаоцзы).

Будучи избранным в 901 году вождем союза, Амбагянь проявил себя как энергичный и смелый правитель. Им были подчинены соседние племена шивэй — на севере, хи — на юге и татань — в Халхе. По прошествии трех лет Амбагянь, вопреки обычаю, не пожелал сложить полномочий общеплеменного вождя. Ссылаясь на то, что в Китае цари не сменяются, Амбагянь силой удерживал в своих руках власть вопреки обычаю, девять лет, пока, наконец, уже не смог более «остановить всеобщей укоризны и неудовольствия».

Конфликт на этой почве с другими вождями привел к выделению племени Амбагяня из состава союза. В «Истории киданей» Ляоши, говорится, будто, передавая своему преемнику знамя и барабан, Амбагянь сказал: «Я в продолжение девятилетнего управления набрал множество китайцев и потому хочу, отделившись, составить независимый улус и построить китайский город; можно ли мне это сделать?» Получив согласие, он построил город на восток от горы Тянь-Шань, у реки Люаль. Построив город, Амбагянь завел хлебопашество, открыл рынки, наладил добычу соли и железа.

Затем Амбагянь снова получил власть над всеми киданями, на этот раз насильственным путем. По летописным источникам, жена его Шулюй посоветовала отправить посланца к старейшинам других родов со словами: «Все роды пользуются моей солью и железом, умеют только есть соль, а не знают, что у ней есть хозяин; вам бы следовало прийти ко мне и угостить меня». Роды согласились и пришли к соленому озеру с быками и вином. Амбагянь же поставил в засаде войско, и когда старейшины всех родов перепились, они были перебиты. Оставшись единоличным властителем киданей, Амбагянь решительно приступил к дальнейшему осуществлению завоевательной политики, начало которой положили уже его предшественники.