Чжурчжэни и их жизнь

Еще южнее находились «покорные нюйчжи пяти правлений», управлявшиеся киданьскими правителями. Земли их начинались в 500 ли от Дунцзина и граничили на юге с Силла. Податей они не платили, но выставляли по требованию ляоского правительства войско во время войны. Они были отличные охотники, но также занимались и хлебопашеством.

К югу от Лояна жили чжурчжэни, которых кидани переселили сюда, стремясь таким образом их ослабить. Они были обложены податью.

Роды, жившие на север, в бассейне Сунгари, назывались «непокорными». Их земли к северо-востоку «простирались в бесконечность». Они не имели государя, были искусны в стрельбе и постоянно вторгались в киданьские владения. Где-то в бассейне Сунгари обитали многочисленные племена, в число которых входило племя или род Ваньян, вокруг которого консолидировались остальные племена.

«Непокорные» чжурчжэни доставляли массу хлопот киданям, которые вынуждены были построить вдоль границы с ними на расстоянии 2000 ли оборонительную линию из ряда крепостей, держать там войска и снабжать их провиантом. Из среды этих непокорных чжурчжэней и вышла новая, цзиньская династия, здесь возникло ядро будущей империи, которая по силе и могуществу превосходила древнее Бохайское царство.

Тот факт, что именно здесь, на земле черноречных племен, после падения Бохая снова возродилась государственность, не случаен. Уже с очень ранних времен, когда эти племена еще не играли сколько-нибудь заметной политической роли, они были оплотом независимости северных племен. Вместе с тем, чжурчжэни заметно выделялись из числа своих более отсталых северных соседей. Они, несомненно, многое унаследовали от культуры бохайского времени. Неудивительно поэтому, что чжурчжэни смогли не только быстро возвыситься, но и создать сложный государственный аппарат, собственную письменность и литературу.

По собственной истории цзиньской династии, ее предком был Хань-пу. Когда ему было 60 лет, он пришел к роду Ваньян, обитавшему на реке Пугань. В это время между его родом и родом Ваньян разгорелась кровная месть. Люди из рода Ваньян обратились к нему с вопросом: «Возможно ли рассеять злобу между людьми племен, заставить два рода не заниматься взаимными убийствами?» Он предложил закончить междоусобия объединением племен. Для этого Хань-пу женился на добродетельной 60-летней женщине из рода Ваньян, и оба враждующих рода стали родственными друг другу. Затем Хань-пу предложил впредь вместо кровной мести возмещать кровь убитых людей выкупом: по 1 человеку, 10 пар лошадей, 10 коров и быков, 6 лан золота за убитого (по другому варианту: за каждого убитого — по 20 лошадей, 20 быков, 6 унций золота). Впоследствии у Хань-пу родилось три сына, ставших затем членами племени Ваньян.