Статьи о крае

В прошлом Оренбургская губерния была отсталой окраиной царской России. Ее хозяйство всецело зависело от капиталистического рынка. С исчерпывающей полнотой определил это В. И. Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России». Подразделяя Россию на экономические районы, В. И. Ленин относил Оренбургскую губернию к району торгового зернового хозяйства. Он писал: «Земледелие отличается здесь экстенсивным характером и громадным производством зерна на продажу... Всего более сеется здесь пшеницы — главного экспортного хлеба».

В самом деле, под зерновыми культурами в Оренбургской губернии было занято свыше 90 процентов всех посевных площадей. Пшеница была главным рыночным товаром, поэтому в посевах она занимала первое место. За пшеницей следовали овес, рожь, просо и ячмень. Технические культуры почти не возделывались. Полеводство Оренбургской губернии было односторонним, зерновым. Оренбургская пшеница в большом количестве вывозилась на внутренний и внешний рынки. Главными поставщиками ее на рынок были помещики и кулаки, владевшие почти половиною земель губернии. Обработка полей производилась самым примитивным способом.

Значительная часть крестьян вела нищенский образ жизни. В каждом пятом крестьянском дворе не было рабочего скота. Восьмая часть крестьянских дворов совершенно не имела земли. Безземельные и безлошадные крестьяне составляли огромную массу дешевых рабочих рук для хозяйств помещиков и кулаков.

Промышленность в Оренбургской губернии была развита крайне слабо. Под непосредственным влиянием рынка Центрально-Европейской России развивалась лишь пищевая промышленность. Главной отраслью была мукомольно-крупяная промышленность, сосредоточенная в Оренбурге. Небольшие предприятия кустарного типа, например, бойни, салотопки, маслобойки, мыловарни, шерстомойки, овчинные мастерские, кирпичные заводы и т. п., играли меньшую роль в хозяйстве губернии.

В селах Оренбургского уезда получил широкое распространение пуховязальный промысел. Платки из козьего пуха вывозились в Москву, Петербург и за границу. Таким образом, дореволюционная Оренбургская губерния (в границах Чкаловской области) по своему хозяйству была отсталой сельскохозяйственной окраиной России.

Экономическая отсталость Оренбургской губернии сочеталась с темнотой и неграмотностью ее населения. Грамотность населения в 1912 году составляла 29 процентов. В губернии не было ни одного высшего учебного заведения.

Неузнаваемо изменилась экономика нашей области за годы советской власти. В области заново создана тяжелая и легкая промышленность, построен ряд новых крупных предприятий пищевой промышленности. Преобразилось на социалистической основе сельское хозяйство. Более чем вдвое увеличилась протяженность железнодорожных путей. Заново создан автомобильный транспорт.

Промышленность в нашей области развивается на базе использования огромных природных богатств. На протяжении довоенных пятилеток в восточной, центральной и западной частях области построены крупнейшие предприятия различных отраслей промышленности. В г. Орске построены никелевый комбинат, мясокомбинат, завод имени Чкалова и теплоэлектроцентраль, в г. Медногорске — медносерный комбинат, в г. Чкалове работают комбикормовый завод, крупные элеваторы, швейные фабрики и другие предприятия, в районе г. Бугуруслана созданы нефтепромыслы, построены новые предприятия в Бузулуке, Сорочинске и других городах. Особенно быстро развивалась промышленность в восточной части нашей области, которая до Октябрьской революции в экономическом отношении была крайне отсталой.

Орск, расположенный далеко от железной дороги, был глухим уездным городишком с населением в 13 тысяч человек. За годы пятилеток он превратился в крупный промышленный город с населением, значительно превышающим дореволюционное время, и в важный железнодорожный узел. В ходе социалистического строительства на востоке области выросли новые города: Медногорск, Ново-Троицк, Кувандык, рабочие поселки Халилово, Домбаровка, Аккермановка и др.

Городское население восточной части области в связи с ее бурным индустриальным развитием выросло в десятки раз по сравнению с дореволюционным временем. Города и рабочие поселки области благоустраиваются. За последнее время в городах расширена сеть водопроводов и канализации, увеличена площадь мощеных и асфальтированных улиц, проводится озеленение. В Чкалове действует троллейбус, в Орске — трамвай. Послевоенное развитие хозяйства Чкаловской области закрепляет и усиливает в нем отрасли тяжелой промышленности. Создаются новые заводы, расширяются и реконструируются действующие предприятия за счет введения нового оборудования.