От Орска до Чкалова

Орь впадает в Урал под прямым углом, образуя треугольник, где расположен высокий холм. С этого холма хорошо видна панорама Орска — индустриального центра Чкаловской области город основан более двухсот лет тому назад (в 1735 году). В дореволюционное время Орск был одним из административных центров Оренбургской губернии и сравнительно крупным торговым пунктом. Орская крепость служила местом ссылки. Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко, пробывший в Орске осень и зиму 1847—1848 гг., писал об Орской крепости; «Недаром ее киргизы называют Яман-Кала (плохой город — В. К.). По-моему, это самое приличное название. Вот что оживляло передний план этой самой картины: толпы клейменных колодников поправляли дорогу для приезда корпусного командира, а; ближе к казармам маршировали солдаты».

Несмотря на громадные богатства Орско-Халиловского района, о котором академик А. Е. Ферсман говорил, что он является «жемчужиной Урала», промышленность в г. Орске в дореволюционный период была совершенно не развита. В 1913 году он имел всего лишь несколько небольших предприятий — мельниц, салотопок, кожевенных заводиков. Бюджет города составлял всего 130 тысяч рублей. На всех предприятиях Орска работало около 200 человек. От железной дороги город отстоял на 300-километров. После Октябрьской революции Орск изменился неузнаваемо, В годы первой пятилетки в районе Орска были разведаны богатейшие месторождения различных полезных ископаемых и это послужило основой бурного промышленного развития города. По построенной в первой пятилетке железной дороге Оренбург—Орск (продолженной далее до Челябинска) мощным потоком начали поступать различные строительные материалы и оборудование. Со всех концов страны стали приезжать строители, а потом и эксплуатационники. Строительные площадки города раскинулись на несколько километров.

Вслед за пуском в 1938 году мясоконсервного комбината в строй вступает никелевый комбинат. Орск превращается в крупный индустриальный центр Южного Урала. В период Отечественной войны здесь создается ряд крупных предприятий, которые превратили Орск в один из важнейших центров машиностроения и металлообработки Советского Союза. По выпуску валовой продукции Орск с 1942 года выдвигается на первое место в области. Ряд промышленных предприятий города награжден орденами, некоторым из них после окончания Великой Отечественной войны переданы на вечное хранение знамена Государственного Комитета Обороны и Совета Министров СССР. В годы послевоенной пятилетки орские промышленные предприятия выпустили много разнообразной продукции, известной далеко за пределами области. Газгольдеры на газопроводе Саратов—Москва, свыше 200 металлических мостов, различные металлоконструкции на железных дорогах и предприятиях страны имеют марку орского завода металлоконструкций.

Орск расположен по обоим берегам Урала: на левом берегу — старая часть города, на правом — новая. Из крупных предприятий на левом берегу размещается только мясокомбинат. В правобережной части города построены сотни многоэтажных жилых домов, десятки школ, клубов, медицинских учреждений.. В 1948 году сдан в эксплуатацию трамвай, имеющий 15 километров пути; организовано автобусное сообщение. Осенью 1952 года на базе учительского института открыт педагогический институт. В Орске несколько техникумов. Осенью 1953 года в городе открыт филиал заочного Свердловского индустриального института.

Орск позади. Урал, приняв р. Орь, становится шире и многоводнее. Широкая пойма с пологими берегами через несколько километров сменяется узкими «Орскими воротами». В «Ущелье» река почти прямолинейно прорезывает Уральский хребет. «Ущелье» — одно из живописнейших мест нашей области. В складках гор разместились пионерские лагери и дома отдыха орчан. Трудящиеся Орска и Ново-Троицка называют «Ущелье» уголком здоровья, а пионеры «Южно-Уральским Артеком». Ниже Орска Урал течет как бы в каменном канале, в котором образует небольшие пороги.

В нескольких километрах от Орска на правом берегу Урала раскинулся молодой, весь в строительных лесах, город Ново-Троицк. Быстрорастущие тополи, посаженные в 1942 году, когда на площадку пришли первые строители, достигли 5—6 метров. Улицы украшены благоустроенными трех- и четырехэтажными жилыми домами. В городе выстроены прекрасные школьные здания, больничный городок, клубы, стадион.

Ново-Троицк—младший брат Орска и вместе с ним составляет индустриальное сердце Чкаловской области. Сразу же за Ново-Троицком путь Уралу преграждают Губерлинские горы. Урал огибает их. Лишенные какой-либо растительности, эти горы сильно напоминают застывшую лаву вулканов. Деревья и кустарники растут лишь по дну оврагов. Более пологие и ровные площади покрыты ковылем и другими травами; встречаются заросли дикой вишни. Только в одном месте — против горы Горюн на левом берегу вырос небольшой лес. Ручьи и реки, стекающие с Губерлинских гор, стремительным потоком несут свои воды в Урал, который и сам на этом участке имеет горный характер. Мелкие перекаты сильно затрудняют плавание даже на лодках.

Позади устье р. Губерли. Горы постепенно отходят на север, однако берега Урала продолжают оставаться возвышенными. Но вот постепенно понижается левый берег, и начинается степь. Весною она необычайно красива: это сплошная серебристо-седая ковыльная пелена, волнуемая ветром. По Уралу, особенно по его левому берегу, в этом районе расположено несколько крупных совхозов. На пути — Приуральский совхоз. На его пастбищах нагуливаются тысячные гурты крупного рогатого скота. Центральная усадьба совхоза представляет собою благоустроенный поселок с электростанцией, клубом, школой десятилеткой.

Питомник мейн кунов и их стоимость по материалам www.solarsong.ru.