Комбайны на уборке пшеницы в совхозе имени Электрозавода

Коллектив совхоза настойчиво внедряет в производство достижения агрономической науки. Этим большим делом с 1933 года руководит старший агроном Владимир Яковлевич Ковалев. Ему выпала честь положить начало переделке полей. Владимир Яковлевич изучил особенности почв совхозной земли, руководил землеустройством, разработкой схем полевых и кормовых севооборотов. Теперь все это осталось позади. Порядок в землепользовании наведен. Плодородие почвы повышается. Валовой сбор, зерна зависит не только от урожая. Бывает ведь и так, что урожай «вырастят высокий, но при уборке допустят потери, отсюда и намолот снижается. Электрозаводцы проводят хлебоуборку в сжатые сроки. В 1953 году косовица озимых закончена в 4 дня, яровых — в 10 дней. На полях работали 70 комбайнов. Хлеба убирались по мере созревания. Все намолоченное зерно немедленно подрабатывалось на 8 механизированных токах, где круглыми сутками работали 40 веялок-сортировок ВС-2, 8 зернопультов, 7 ВИМов, 12 зерногрузчиков. Все эти машины приводились в действие электромоторами.

С токов зерно отгружают на государственные склады. На «всем протяжении 75-километровой дороги, ведущей от совхоза до ст. Ново-Сергиевка, в ночное время тянется сплошная цепь, ярких огней. В разгар жатвы по этой дороге день и ночь курсируют до 120 автомашин. Механизация на подработке и погрузке зерна заменила более 250 рабочих. В результате затраты на очистке и погрузке зерна снизились на 300 тысяч рублей, что в значительной мере сказалось на удешевлении стоимости продукции. Электрозаводцы снижают себестоимость зерна и за счет экономии средств на обработке почвы. В 1953 году, например, прямые затраты на 1 гектар пахоты составляют 23 рубля 35 копеек при плане 26 рублей 35 копеек, на 1 гектар культивации — 6 рублей 51 копейку при плане 9 рублей 60 копеек. Механизаторы совхоза умело используют технику, не допускают поломок машин. Случаи простоев тракторов и комбайнов по техническим причинам здесь бывают очень редко. И это понятно. Техника в совхозе находится в надежных руках. Кадры механизаторов опытные: более 80 процентов трактористов и комбайнеров имеют 10—20 летний стаж работы. Они не только отлично знают машины, но изучили и агротехнику обработки почвы.

Механизаторами совхоза вот уже 17 лет руководит инженер Николай Иванович Костюкевич. Он ведет книгу «История механизаторов совхоза», записывая в нее рост квалификации кадров, их ежегодные выработки. Вот несколько примеров, взятых из этой книги. Комбайнер Григорий Антонович Компанией 22 года водит степной корабль. За это время он убрал более 16 тысяч гектаров посевов и намолотил тысячи тонн зерна, сэкономил большое количество горючего. Григорий Антонович изучил всю технику, какая имеется в хозяйстве. Он отлично водит трактор, управляет автомашиной, самоходной косилкой, может в любой момент заменить слесаря, токаря, пустить в действие электростригальные агрегаты. Алексей Иванович Горбатенко работает на тракторе с 1931 года. За последние три года он выработал на тракторе С-80 5 тысяч гектаров мягкой пахоты, сэкономил 2100 килограммов горючего и сберег на ремонте 11 140 рублей. Иван Андрианович Адианов работает трактористом 17 лет и ежегодно вырабатывает за свою смену на тракторе С-80 1700— 1800 гектаров, экономит горючее. За два последних года он сэкономил на ремонте 8960 рублей.

Таких мастеров вождения машин в совхозе много. Из 260 механизаторов более 160 человек имеют по 3—4 профессии. Понадобится шофер — почти любой слесарь может сесть за руль машины, при необходимости любой тракторист заменит комбайнера, а комбайнер тракториста. Ряды механизаторов с каждым годом пополняются. На тракторах, комбайнах, у станков в мастерских, электриками на отделениях и фермах работают десятки молодых специалистов, большинство из которых родились, выросли и получили технические знания в совхозе. Коллектив механизаторов, возглавляемый инженером Костюкевичем, усовершенствовал центральные ремонтные мастерские, которые оснащены новейшим отечественным оборудованием. Здесь имеются усовершенствованные шлифовальные, токарные, долбежные, сверлильные станки.

Труд в мастерских механизирован. Разборка и монтаж тракторов, распрессовка гусениц и постановка их на тележки, переноска тяжелых деталей выполняются с помощью электрифицированных подъемных кранов и других приспособлений. Пресс для разборки и сборки (перепрессовки) гусеничных полотен к тракторам изготовлен своими силами. Это приспособление увеличило производительность труда в шесть раз. С помощью пресса два человека за шесть часов легко разбирают и собирают гусеничное полотно. В литейном цехе отливаются головки блока к тракторам СТЗ, поршни ко всем машинам, зубчатки и шестеренки к комбайнам и сеялкам и множество других деталей. Они обрабатываются в мастерских и ставятся в машины. В мастерских широко применяется реставрация деталей. Реставрируются опорные катки к тракторам С-80, поршневые кольца к тракторам ДТ-54, С-80 и СТЗ-НАТИ, ведущие звездочки к СТЗ-НАТИ и ДТ-54 и т. д.