Памятники культуры племенных союзов

Очень много памятников сохранилось от следующей эпохи — бронзового века, когда на смену каменным орудиям постепенно стали входить в обиход более острые металлические орудия. Изделия из меди и бронзы появились в нашей стране в третьем тысячелетии до нашей эры, т. е. примерно 5000 лет тому назад., В эпоху бронзы главным занятием мужского населения стало скотоводство. На этой ступени развития общества возникает пер. вое крупное общественное разделение труда — выделение пастушеских племен.

Общественной и хозяйственной организацией продолжал оставаться род, но материнский род разлагается. Руководителем: хозяйственной и общественной жизни становится мужчина, который занимает господствующее положение. Счет родства стад вестись по отцовской линии. Для культурных остатков эпохи бронзы характерны курганы-могильники с наружным сооружением в виде холма, земляной, или каменной насыпи. В Чкаловской области курганы встречаются в большом количестве. В некоторых местах их называют «мэрами» или «шишканами». Казахи дали им название «оба» или «уба». Обычно высота курганов составляет 1,5—2 метра, но иногда достигает и 15 метров. По форме курганы весьма разнообразны: куполообразные, формы опрокинутого блюдечка, кибитки кочевника, скирдообразные, продолговатые и другие. Курганы насыпались из земли, а иногда и из камней.

Некоторые могильники окружены несколькими каменными оградами-кольцами. В Домбаровском районе есть могильник, вокруг которого обнаружено 120 каменных колец. Первобытные люди верили, что после смерти человек продолжает жить какой-то особой жизнью, следовательно, он нуждается в тех вещах, которыми он пользовался при жизни. Поэтому в могилу вместе с покойником клали лошадь, копье, орудия труда, домашние вещи, пищу и т. д. Чем знатнее и богаче умерший, тем выше курган, тем богаче вещи, положенные с покойником. В курганах этой эпохи находят скорченные окрашенные костяки, так как в то время покойников в могилах густо засыпал» красной краской. Экспедиции областного краеведческого музея и Академии наук СССР извлекали из могильников различные вещи, по которым можно судить о том, каков быт, культура, хозяйственная деятельность древних обитателей территории, занимаемой ныне Чкаловской областью. Например, в могильниках находили глиняную посуду бронзового века, отличающуюся от посуды новокаменного века своей орнаментировкой, представляющей собою сплошной геометрический узор на верхней части сосуда. В эту эпоху человек пользовался преимущественно бронзовыми орудиями труда, хотя продолжали оставаться в употреблении и каменные орудия.

В Чкаловском сельском районе на р. Бердянке, у пос. Благословенки, в 20 километрах от г. Чкалова находятся древние медные рудники. Они были известны под названием «Сайгачьего рудника» путешественнику и исследователю Палласу. На руднике найдены глиняные плавильные горшки, лепешки выплавленной меди и кости заваленных обвалом первобытных рудокопов. Следы древней металлургии имеются также у с. Вязовки, Чкаловского сельского района, около с. Сакмарского, близ пос. Майорска, Сакмарского района, и в других районах Чкаловской области. В 1915 году в с. Рычковке (теперь Переволоцкого района) на глубине 1—1,5 метра были найдены 22 слитка меди, общий вес их составлял более 3 пудов. В январе 1952 года на окраине г. Соль-Илецка при прокладке траншеи, на глубине более 1,5 метра, обнаружены три медных слитка и осколки орнаментированного горшка. В августе 1950 года областной краеведческий музей организовал археологическую экспедицию в Домбаровский район для, изучения памятников древних горных разработок и древней металлургии близ пос. Еленовки. Экспедиция произвела раскопки и обнаружила медный рудник и «обогатительную фабрику». Здесь в корце III тысячелетия — начале II тысячелетия до нашей эры, в эпоху ранней бронзы, жили племена охотников и рыболовов. Руда добывалась открытым способом. Постепенно выбирался один слой руды за другим. Благодаря этому образовался большой котлован глубиной до 3,5 метра и диаметром до 45 метров. Из медного рудника руду относили на расстояние 400 метров к р. Киимбай и там подвергали первичной обработке, т. е. дробили, а потом отбирали для плавки богатые металлом куски. «Обогатительная фабрика» занимала площадь около 3000 кв. метров. Плавка руды производилась в поселениях, расположенных на противоположном берегу Киимбая.

Древние рудокопы добывали руду и подземным способом. Одна из таких шахт, расширенная, вероятно, при последующих, работах в XVIII веке, сохранилась у с. Благословенки в урочище «Родниковские шишки». Она представляет собою пологий; спуск, вырытый в толще рыхлого песчаника, со сводчатым потолком, высотой в рост человека и длиной более 20 метров. По соседству с этой шахтой заметны еще две, теперь заваленные, шахты. Изучение древних медных рудников имеет большое значение не только для истории нашего края, но и в практических целях. Оно дает возможность учесть полезные ископаемые и использовать их для промышленности. Поселения эпохи бронзы представляют собою остатки полуземляных жилищ круглой, овальной и прямоугольной формы. В селениях у р. Киимбай хорошо сохранились следы полуземлянок. Размеры некоторых жилищ доходили до 300—400 кв. метров. На территории поселений бронзового века найдены шлаки и каменный пест, употреблявшийся для дробления руды. Поселения эпохи бронзы есть и в других районах: в Державинском районе по р. Кутулуку у сел Феклинки и Соболевки, на берегу р. Малого Муштая, у дамбы близ г. Бугуруслана и т. д. Эти поселения состояли из 20—30 полуземлянок размером в 12—15 кв. метров каждая.

В нашей области имеется много курганов, в которых при раскопках найдены орудия труда и оружие из железа. Появление этих курганов относят к первому тысячелетию до нашей эры. Для эпохи железа характерными памятниками являются древние поселения — городища и селища. Городища в отличие от селищ укреплены земляными или каменными валами. 2500 лет тому назад на территории Чкаловской области жили племена савроматов, а позднее, около 2000 лет тому назад, их потомки сарматы. Сарматские городища есть в Октябрьском районе возле с. Нижний Гумбет, в Гавриловском районе у дер. Рождественки, в Пономаревском районе близ с. Софиевки и в других местах. В 1936 году при раскопке сарматских курганов у пос. Красногорского нашли деформированный (искусственно измененный) череп. Такие черепа встречались и в других курганах. Дело в том, что сарматы забинтовывали череп маленьким детям. Развиваясь, череп приобретал удлиненную форму. В курганах у пос. Красногорского вместе с другими украшениями найдена фибула — застежка римского типа.

При раскопке курганов у с. Прохоровки, Шарлыкского района, обнаружены два серебряных блюда тонкой работы с рельефным орнаментом. На одном блюде по-персидски написано «Чаша Атромитра», на другом оказалась надпись из цифровых знаков. В савроматском кургане у с. Покровки, в 35 километрах к западу от г. Соль-Илецка, в 1911 году среди вещей савроматского воина найдена печатка из полудрагоценного камня — халцедона. На нем было изображение, характерное для древнеперсидского искусства. Эти вещи неместного происхождения, наиденные в савроматских курганах, говорят о том, что люди, жившие на территории нынешней Чкаловской области 1500—2000 лет назад, имели связи с передовыми культурными странами того времени, и в частности с Римской империей, с которой сообщались через греческие колонии, расположенные на северных берегах Черного моря.

Экономическое развитие общества той эпохи шагнуло далеко вперед. Население занималось скотоводством, земледелием и ремеслом. Развитие скотоводства позволяло собирать большие стада, т. е. накоплять богатства. Усилившийся обмен также способствовал накоплению. Чтобы охранять свое имущество от набегов соседних враждебных племен, родовые общины стали укреплять свои поселения. В эту эпоху имущественное неравенство среди членов родовой общины достигло немалых размеров. Родовая знать оставляла себе солидную долю всего того, что община приобретала от обмена и набегов. Для личного обогащения она использовала пленных в качестве рабов. Родовой строй еще существовал, но уже расшатывался. Имущественное неравенство проявляется ив характере погребений: в курганах савроматских племен, с одной стороны, имеется большое количество бедных погребений рядовых членов общины, с другой — богатые погребения со множеством вещей и предметов из драгоценных металлов.

На территории Чкаловской области встречаются половецкие курганы, относящиеся к X—XIII векам нашей эры. Половецкие племена были многовековыми злейшими, врагами Киевского государства. Их военные дружины совершали частые набеги на соседей. В «Начальной летописи» под 1103 годом записано: «...начнет пахать смерд, приедет половчанин, убьет смерда стрелой, возьмет его лошадь, поедет в его село, заберет его жену, его детей и все его добро». Воинственный характер половцев отразился в погребениях. В половецких курганах, как правило, вместе с воином погребался конь, конское снаряжение, оружие (меч, стрелы, копье), кольчуги и т. д. В Чкаловском областном краеведческом музее выставлена половецкая кольчуга, найденная в 1935 году у пос. Первомайского, близ Орска. Она интересна тем, что на специальной оловянной пломбе имеет арабский текст с датой «926 год» (нашего летоисчисления). На курганах половцы ставили изображения предков. Их называют «каменными бабами». Эти грубо отесанные камни схематично изображали человека. Впрочем, встречаются «каменные бабы», отделанные так тщательно, что передают даже черты лица и отдельные детали костюма. Образцы «каменных баб» имеются в областном краеведческом музее.