Александровские электровозы на Урале

Далеко за пределами нашей Родины известны шахтные конвейеры, породопогрузочные машины и рудничные электровозы Александровского машиностроительного завода. Конструкции большинства из них разработаны инженерами этого же предприятия. Так, конструкторская группа под руководством В. А. Никитина подготовила проекты рудничных контактных электровозов семи марок весом 10 и 14 тонн. В конструктивном отношении они выгодно отличаются от своих предшественников.

Для удобства перевозки эти электровозы могут быть разобраны на транспортабельные части. Конструкцией предусмотрена возможность использования узлов электровоза одной марки на машине другой марки. Это облегчает ремонт и позволяет прямо в шахте заменить вышедший из строя узел. Расположение узлов и аппаратуры обеспечивает свободный доступ к ним для технического обслуживания.

Управление электровозом сконцентрировано в кабине машиниста. В отличие от прежних моделей кабина имеет два выхода, окна застеклены. Приборы управления позволяют контролировать скорость движения, фиксировать величину пробега.

Для увеличения сцепления колес с рельсами через инжектор с помощью сжатого воздуха подается песок. Инжектор и корпус песочницы выполнены из нержавеющей стали и имеют гладкие стенки, что обеспечивает равномерную подачу песка.

Электровозы новых марок снабжены более совершенной тормозной системой: независимым пневматическим с ручным приводом и электрическим реостатным тормозом. Замена чугунных тормозных колодок пластмассовыми позволила вдвое увеличить коэффициент трения и этим сократить тормозной путь электровоза. Резиновые подушки значительно улучшили амортизирующие качества буферов. Автосцепы выполнены по образцу выпускаемых Киселевским машиностроительным заводом.

В создании новых электровозов активно уча ствовали конструкторы Л. Г. Бочко, Г. П. Журавлев и Ю. С. Казанцев. Заводские испытания показали высокие качества опытных образцов машин. Электровозы успешно прошли и промышленное испытание.