Уральский художник-педагог

В памяти пятилетнего ребенка навсегда поселилось тяжелое воспоминание о том, как ждали мать с гостинцами из Перми, а с пристани вместо тарантаса приехала телега с неживым уже телом. Через два года не стало и отца... Маленькие брат и сестра Зеленины покинули родной Оханск: их увезли в Пермь в приюты «для детей бедных».

Потеря родителей, разлука с сестрой, резкая перемена обстановки тяжело отразились на Алеше. Вместе с другими детьми он работал в приютских мастерских, где обучали разным специальностям. Утешение находил в рисовании, черчении и различных художественных работах. Способности мальчика обратили на себя внимание приютского начальства и членов попечительского совета.

В шестнадцать лет Алексей был отправлен в Петербург для продолжения образования. Он закончил реальное училище и Академию художеств, куда был определен при содействии уроженца Перми профессора В. П. Верещагина и знаменитого мариниста И. К. Айвазовского.

После окончания Академии художеств А. Н. Зеленин получил возможность поехать в Париж для усовершенствования в живописи. Жизнь в Париже дала ему очень многое. Он вернулся в Россию (1897) тонким знатоком художественной классики. Работы, представленные им на V Передвижной выставке петербургских художников, привлекли внимание общественности и были отмечены в прессе. Однако посвятить себя творчеству, не имея никакой материальной поддержки, было нереальной мечтой. Пришлось спешно окончить педагогические курсы при Академии художеств и заняться преподаванием рисования.

Педагогическая деятельность, которой А. Н. Зеленин отдал более 40 лет, началась в Кунгуре, откуда он был переведен в пермскую мариинскую гимназию.

После Октябрьской революции весь свой опыт Алексей Несторович отдал делу народного образования в нашем крае. В первые же дни после освобождения Перми от белогвардейцев летом 1919 года он активно участвовал в организации учительских курсов. В том же году он неоднократно выезжал в уезды для налаживания школьного дела.

Поражает интенсивная деятельность А.Н.Зеленина в 30-е годы, когда он одновременно работал в нескольких вузах Перми. Он изготовил много пособий для занятий со студентами (дефицитные тогда логарифмические линейки, различные таблицы и др.).

Значительное место в его работе занимало устройство макетов объектов народнохозяйственного значения: новых зданий Краснокамска, бумкомбината, фабрики Гознак и теплоцентрали. Для Международного конгресса геологов, проходившего в 1937 году, им была выполнена рельефная карта Урала с указанием месторождений полезных ископаемых. Но основным делом для А. Н. Зеленина всегда оставалось художественное воспитание молодежи. Даже выйдя на пенсию, он до конца жизни (А. Н. Зеленин скоропостижно скончался 24 марта 1944 года) не терял связи со своими учениками, которые любили бывать в его гостеприимном доме.

Память об уральском художнике живет здесь и по сей день. Вдова Алексея Несторовича, Ольга Михайловна Зеленина, бережно хранит все, что связано с его деятельностью. В мастерской — работы кисти А. Н. Зеленина: уральский пейзаж, в частности окрестности села Ильинского, картина о подводном царстве (это один из любимых сюжетов художника), рисунки и акварели с видами Парижа, Кавказа и Крыма, портреты близких. Руками художника изготовлен и старинный камин со специальной муфельной печью для обжига фаянса и фарфора, украшенный расписными глазурованными плитками.

Многие из этих вещей О. М. Зеленина передала в Пермский областной краеведческий музей.