Первая в мире

В 1927 году коллектив Мотовилихинского завода по чертежам и под руководством Михаила Александровича Бурдакова построил первую в мире электрифицированную драгу.

Драги ручного действия на Урале строили еще в начале XIX века. В 1882 году американец Скотт создал драгу, которая приводилась в действие с помощью водяного колеса. В конце XIX столетия появилась паровая драга конструкции М. А. Бурдакова.

М. А. Бурдаков родился в 1870 году в Нижнем Тагиле в семье демидовского служащего, выходца из крепостных. В 1892 году он окончил Петербургский горный институт. В 1897 году на Исовских платиновых приисках М. А. Бурдаков построил первую в мире паровую драгу. Вокруг рамы двигалась бесконечная цепь ковшей. Врезаясь в дно реки, они захватывали глину, песок, гравий и сбрасывали их на барабанный грохот для промывки. Ковши емкостью ОД кубометра подавали 90 кубометров породы в час.

Исовские драги были уничтожены белогвардейцами, отступавшими с Урала под натиском Красной Армии. Молодая Советская республика начала заново создавать производство «плавучих заводов». В числе предприятий, которым их поручили строить, был и Мотовилихинский машиностроительный завод — ныне завод имени В. И. Ленина. Коллектив этого предприятия пригласил М. А. Бурдакова для участия в разработке нового варианта драги.

К 10-летию Октября первая электрическая драга была построена и отправлена на Исовские прииски. Производство паровых драг как в Советском Союзе, так и во всем мире, прекратилось.

Михаил Александрович работал на Исовских приисках, продолжая совершенствовать отдельные узлы драги. Умер он в 1943 году в Свердловске.