Древности Приморья

Древности Приморья заинтересовали и Н. М. Пржевальского. Сильная, с детства, взлелеянная страсть к путешествию привела его в 1868 году на Амур, а затем в долину Уссури, на озеро Ханка и к берегам Тихого океана. Около деревни Никольской он увидел и описал поразившие его остатки двух земляных укреплений и «обделанные камни» — древние изваяния. «В глубоком раздумьи бродил я, — писал Пржевальский,— по валам укреплений, поросших кустарником и густой травой, на которой спокойно паслись крестьянские коровы. Невольно тогда пришла мне на память известная арабская сказка, как некий человек посещал через каждые пятьсот лет одно и то же место, где встречал попеременно то город, то море, то леса, и горы и всякий раз на свой вопрос получал один и тот же ответ, что так было от начала веков».

В 1828 году появляется капитальная работа Н. Я. Бичурина «Записки о Монголии», в которой были собраны обширные материалы, касающиеся не только истории самих монголов, но и их отношений с соседними странами и народами. Спустя год выходит новое фундаментальное сочинение Бичурина — «История первых четырех ханов из дома Чинписова», содержащая переводы из летописи монгольской династии Юань-Щи и из «Тун-цзян-ганму». В «Истории первых четырех ханов» были собраны драгоценные для истории Дальнего Востока сведения о взаимоотношениях монголов с чжурч-жэнями и о падении Цзиньской империи. В том же 1829 году выходит в свет «Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии», в 1833 году — «История Тибета и Кукунора с 2282 года до Р. X. по 1227 год по Р. X.», спустя несколько лет, в 1842 году, — «Статистическое описание Китайской империи» и, наконец, в, 1851 году — знаменитое в истории востоковедения «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». В «Собрании сведений» приводились извлеченные из китайских летописей тексты, рассказывающие о народах русского и зарубежного Дальнего Востока.

Благодаря работам Бичурина исследователям Дальнего Востока впервые стали известны не только имена древних илоу и мохэ, населяющих некогда Приморье и Приамурье, но и конкретные факты прошлого, характерные черты их образа жизни и быта. После издания «Собрания сведений» стало ясно, что история народов Дальнего Востока может быть представлена в общих чертах с III века до н. э. Прояснился вопрос о взаимоотношениях народов Дальнего Востока между собой и с соседними народами Центральной Азии и Восточной Сибири. В других трудах Бичурина нашло освещение и то грозное для народов Дальнего Востока время, которое началось с возникновением монгольской мировой империи Чингисхана.

«Собрание сведений» явилось, однако, последней работой Н. Я. Бичурина, который умер в 1853 году. После его смерти в нашей исторической науке остался огромный пробел, касающийся истории Дальнего Востока в период между падением Бохая в X веке и гибелью чжурчжэньского государства. Осталось также неизученным время с XIII до XVII—XVIII веков, когда на Дальнем Востоке впервые появляются русские. Это объясняется прежде всего тем, что с падением могущественной Таиской империи, когда централизованное китайское государство достигает зенита своей славы, Китай распадается на части. Китай в то время, по словам В. П. Васильева, «...не мог даже получить сведений о тамошних событиях. Север был заслонен от него двумя государствами, владевшими частью Китая, и выдающимся более или менее в Монголию царством Ся, главным центром которого был Ордос, и царством киданей, владевших от него на восток до самого океана».

В 1852 году появилась работа В. Горского «О начале и первых делах маньчжурского дома», в которой впервые в русской научной литературе был дан общий обзор древней и средневековой истории Маньчжурии. Но работа Горского была не более чем общим очерком и простым вступлением к истории маньчжурской династии, основанной Нурхаци.

Исследованием истории восточной части Средней Азии, то есть Маньчжурии, Монголии и Северного Китая в период X — XII веков занялся В. П. Васильев, который решил осветить самый тяжелый период в истории маньчжуров — время между разгромом Чжурчжэньской и Сунской империй монголами и образованием нового маньчжурского государства под главенством Цинской династии в XVII веке.