Взаимоотношения культур

Каковы же были взаимоотношения этих культур? Замечательно прежде всего то обстоятельство, что две из них обнаруживают много общего и, следовательно, генетически связаны друг с другом. Это более древняя новопетровская культура пластин и более поздняя — осиноозерская. Такой вывод основан, во-первых, на том, что у осиноозерцев и новопетровцев аналогична керамика: плоскодонные сосуды, украшенные налепными рассеченными валиками, образующими нередко различные геометрические фигуры, треугольники, ромбы. Во-вторых, большое сходство у тех и у других наблюдается в конструкции жилищ. Конструктивные столбы жилищ располагались двумя рядами: внешний ряд — у плечиков в котловане жилища, внутренний — в центре жилища, окаймляя очаг. Входом и выходом из жилища служили дымовые отверстия.

Осиноозерцы, следовательно, были потомками новопетровцев, а те — наследниками устиновской культуры. Остаются загадочными громатухинцы. Кто они такие? Каковы истоки их оригинальной культуры, главными элементами и своего рода этническими показателями которой служат орудия из галек в виде тесловидно-скребловадных инструментов и двусторонне ретушированные клинки? Ответ на этот вопрос следует искать в анализе другой группы мезолитических памятников Дальнего Востока, относящихся к осиновской культуре, у Хабаровска. К этой культуре и ведут нас поиски предков людей, оставивших памятники громатухинского типа.

Интересно отметить и еще одно важное обстоятельство. На Осиновом озере неожиданным образом исчезает древняя пластинчатая техника. Исчезают внезапно и нуклеусы новопетровских форм, и пластины. Вместо превосходных нуклеусов распространяются простые, слегка обработанные желваки. Старые пластинчатые наконечники и ножи сменяются двусторонне ретушированными наконечниками и ножами.

Эти изменения, по-видимому, вызваны влиянием культуры громатухинских племен. Что же касается причины, заставившей новопетровцез отбросить старые технические традиции, то здесь интересно будет отметить, что аналогичные явления наблюдаются и в таежном Прибайкалье, где сначала, на хиньском этапе, наконечники стрел были пластинчатыми, а затем в исаковское время стали двусторонне ретушированными. Возможно, что, как и в Прибайкалье, потребность в двусторонне ретушированных наконечниках связана была с эволюцией и дальнейшим усовершенствованием наконечников стрел.

Не исключено, что потомки новопетровцев, жившие на Осиновом озере, усвоили более прогрессивную технику изготовления двусторонне ретушированных наконечников стрел от потомков людей громатухинской культуры, которые, в свою очередь, восприняли эту технику от своих предков, создавших некогда осиповскую мезолитическую культуру. Это — еще одно свидетельство о сложности исторического процесса и культурно-этнических взаимоотношений в неолите Дальнего Востока.