Родовая община

Единство родовой общины было обусловлено не только ее происхождением, но и материальными, хозяйственными причинами. Яркий свет на эту сторону жизни древних обитателей Нижнего Амура бросает внутренняя планировка таких неолитических поселков, как в Кондоне. Беспорядочная на первый взгляд, она на самом деле имеет свой внутренний смысл и порядок, неразрывно связанный с четко организованными отношениями людей внутри общинного коллектива, который вел в какой-то степени общее хозяйство.

Раскопанные в Кондоне неолитические дома, видимо, имели различное назначение. В одних из них, где имеются очаги, должно быть, люди жили зимой. Это самые обширные и вместе с тем наименее богатые находками жилища. В других — хранились запасы пищи и утварь. Таково, например, одно сооружение, наиболее богатое керамикой. Очага в нем не было, но вдоль стен стояли глиняные сосуды. Здесь же оказалось скульптурное изображение женщины. Это было, видимо, не обычное жилище, а скорее хранилище для запасов, может быть, находившееся под защитой духа родоначальницы, хранительницы родовой общины.

Пережитки материнского рода с полной отчетливостью прослеживаются на этнографическом материале. Археологические факты косвенно указывают на высокое положение женщины и на ее важную роль в жизни родовой общины. По всей территории Японских островов, и особенно часто на северо-востоке, встречаются оригинальные антропоморфные изображения из глины.

Так же как в подобных статуэтках из неолитических памятников-Запада, как в верхнепалеолитических изображениях женщин Европы и Сибири, в женских изображениях из неолитических поселений Японских островов можно видеть изображения мифических «владычиц» и «родоначальниц» эпохи материнского рода. Аналогичный культ женщин-прародительниц существовал, по-видимому, в неолите и на нашем Дальнем Востоке.

Одна антропоморфная фигурка, изготовленная из белого полупрозрачного кремня техникой ретуши, оказалась среди каменных изделий, найденных в устье реки Рудной. И, наконец, великолепное глиняное изображение женщины обнаружено в Кондоне, на Нижнем Амуре.

В связи с почитанием женщины-прародительницы и культом плодородия вообще всегда находились обряды, отмечавшие рождение человека или его переход от детства к состоянию взрослого члена рода. Такие обряды, несомненно, существовали и у дальневосточных неолитических племен. На соседних Японских островах при мужских костяках в неолитических могильниках нередко находили в области таза привески в виде фаллосов. В неолитических поселениях Японии фаллические палицы «секибо» также свидетельствуют о развитом культе плодородия. В Приморье тоже найдено реалистически сделанное скульптурное изображение фаллоса, свидетельствующее о распространении-фаллического культа у местных племен, о почитании ими творческой силы природы и мужского производящего начала. На Амуре, ниже Хабаровска, неподалеку от г. Комсомольска, на небольшом скалистом островке посреди богатого рыбой огромного озера Болонь-Оджальг существовало святилище древнейшего культа плодородия, где из камня были высечены пластические знаки мужского и женского начала.