Древние сосуды

Вместе с сосудами, украшенными всеми .перечисленными видами орнамента, в неолитических поселениях Нижнего Амура встречены и образцы скульптурного мастерства. Такова, в первую очередь, глиняная статуэтка из поселения в Кондоне.

Неолитический мастер реалистично, с искренней теплотой придал скульптуре индивидуальные черты человеческого лица. Обращает внимание плавно очерченный широкий овал лица с широкими скулами, миниатюрный подбородок и такие же миниатюрные, подчеркнуто выпуклые, вытянутые вперед губы. Столь же примечателен нос — узкий и длинный, узкие и длинные глаза в виде дугообразных щелей. Лоб небольшой и узкий. Он переходит в скошенную и вытянутую назад верхнюю часть головы. В противоположность детально моделированной голове бюст фигурки оформлен схематично, у него отсутствуют даже руки. Но от этого глубокое впечатление, которое производит удивительное лица статуэтки, становится полнее и глубже, еще живее.

Точно такие лица можно встретить в Кондоне сегодня, среди миловидных нанайских девушек, обладающих той же легкой женственной грацией, которая заметна в статуэтке, пролежавшей тысячи лет в заполнении жилища каменного века.

Столь же неожиданной и эффектной явилась новая находка в неолитическом поселении вблизи устья реки Гур у села Вознесеновки. Это были остатки раздавленного землей неолитического сосуда, лежавшего на полу обширного полуподземного жилища обычного для Нижнего Амура типа, такого же, как жилища в поселениях на острове Сучу и в Кондоне. Замечательны, прежде всего, сложность и изощренность техники оформления этого сосуда. Его поверхность сначала была покрыта тонким слоем красной минеральной краски, а затем залощена. По яркости и блеску она напоминает прославленные краснолаковые сосуды древней Греции. Затем, очевидно, сосуд был подвергнут дальнейшей художественной обработке иными средствами. Широкой сплошной полосой в верхней половине этого уникального сосуда на красном лощеном фоне располагались изображения фантастических антропоморфных существ. У них глубоко врезанными линиями очерчены лица-личины: огромные, как бы широко раскрытые глаза, и большой скульптурно оформленный нос с ямками ноздрей. Узкой поперечной щелью внизу намечен рот личины. По бокам личины видны воздетые кверху руки с явно звериными когтями. Кроме рук заметны и ноги.

К числу памятников искусства относятся также и петроглифы — наскальные рисунки. На них следует остановиться более подробно. Петроглифы, о которых здесь идет речь, известны в следующих местах: на скалах у села Шереметьево по правому берегу реки Уссури, в местности Чертово Колесо на реке Кия, ниже Хабаровска, в селе Калиновке Ульчского района и, наконец, на правом берегу Амура, между селами Малышево и Сикачи-Алян, в 90 км ниже Хабаровска. Классическим местонахождением петроглифов этого рода на Нижнем Амуре является Сикачи-Алян, одно из старинных мест расселения нанайцев.