Маски Амура

Но при всем том, разнообразные маски Амура и Уссури, снабженные сложными орнаментальными деталями, вызывают в памяти совершенно определенные конкретные общества, для которых типично особенно высокое развитие искусства изготовления масок. Это общества племен южных морей, в первую очередь Меланезии, а также Африки и Северо-Западной Америки, которые в большинстве были обнаружены европейцами на уровне затянувшейся неолитической культуры, но уже на пороге применения металла, в Африке — железа.

Уровень их хозяйства был достаточно высок по сравнению с чисто охотничьими племенами, не знавшими ни возделывания растений, ни разведения домашних животных.

В Африке и Меланезии этим племенам было знакомо примитивное земледелие, при этом своеобразное, в виде возделывания таро, ямса, согового дерева, кокосовой пальмы. В Северо-Западной Америке, где не было ни земледелия, ни скотоводства, существенное значение имела рыбная ловля, ориентированная на промысел лососевых и доставлявшая более устойчивые пищевые ресурсы, чем рыбная ловля и охота у племен лесной полосы той же Аляски. Близки к этому уровню хозяйственного развития были и алеуты, у которых основным источником существования служил морской промысел. На основе сравнительно развитого производящего хозяйства здесь очень своеобразно шел и процесс эволюции общественных отношений.

Например, сохраняя материнское право, те же индейцы Северо-Западной Америки и алеуты шагнули далеко вперед по линии имущественной и социальной дифференциации внутри родовой общины. Еще в рамках рода и племени у них выделился слой родовой знати, кичившейся не знатностью происхождения, — в этом смысле все члены рода по-прежнему были равны, — а богатством. Рабство стало в этих обществах четко оформленным институтом, хотя оно не было еще основой производственных отношений: рабов убивали и приносили в жертву. Характерной чертой этого общества были постоянные междоусобные войны, имевшие целью накопление богатства, и в том числе рабов.

Другой, но менее существенной его особенностью было существование тайных мужских союзов. Возникшие первоначально на основе сложной структуры древних общин, на почве полового и возрастного разделения труда, тайные мужские союзы превратились со временем в руководящую социальную силу внутри общины. Они были направлены, в первую очередь, против женской половины общины с целью держать женщин в повиновении. Для этого члены мужских союзов прибегали к террористическим актам, в том числе к запугиванию женщин и детей явлением таинственных магических существ — духов.

С мужскими союзами и тайными обществами была связана определенная система мифологических представлений и сложных обрядов, в первую очередь инициации. На таком уровне, должно быть, и стояли племена Нижнего Амура, оставившие после себя петроглифы Сикачи-Аляна, на реке Кие и в селе Шереметьево.

Выше приводились примеры совпадений между древними личинами и современными этнографическими масками. Они могут иметь и другое значение. Нет ли в современной нам этнографии «отголосков» давно исчезнувшей древней культуры? Возможно ли обнаружить такие отголоски древней сикачиалянской петроглифической традиции здесь же, на Амуре.