Интересный факт

Пытаясь объяснить этот остро подмеченный его опытным глазом этнографа факт, противоречивший традиционному представлению о заимствовании искусства амурских племен от китайцев и японцев, Шренк писал, что он зависит не столько от природных наклонностей этих народов, сколько от политических условий. Причина, думал Шренк, в том. что, будучи независимы от китайцев и маньчжуров, гиляки, не позволяли им не только водворяться в своей стране, но даже посещать ее, жили более обеспеченной жизнью. А поэтому могли свободно пользоваться своей собственностью и, говоря иными словами, иметь больше склонностей к украшению своего быта и одежды».

Иначе говоря, в низовьях Амура, там, где коренное население всего упорнее держалось древних национальных традиций в своей жизни и в искусстве и где слабее всего было постороннее влияние, продолжалось исконное, в полной мере самобытное художественное творчество.

Во время Шренка, а также Лауфера, не было материалов и фактов, которые могли подтвердить эту мысль и ценное наблюдение Шренка, открывшие принципиально новые возможности толкования проблемы происхождения гиляцкой орнаментики. Для этого нужно было иметь представление о том, чем была культура амурских племен в глубокой древности, до соприкосновения с развитыми культурами Восточной Азии.

Такие материалы были получены в наше время в результате широких археологических исследований на Амуре и в соседних с ним районах Дальнего Востока. Они стали свидетельством прямой связи искусства неолитических племен Амура с современным искусством малых народностей советского Дальнего Востока.

Еще в 1935 году в неолитической землянке на острове Сучу, как мы видели, были найдены глиняные сосуды, украшенные богатым и тонким по выполнению спиральным узором.

Например, спиральная орнаментика, сочетающаяся с фоном из пунктирного зигзага, встречена на Красной речке у Хабаровска, в Вознесеновке вблизи устья реки Гур, а также в районе села Шереметьево и села Казакевичево на Уссури.

Спиральный орнамент, аналогичный в принципе неолитическому, настолько распространен и обычен в искусстве нанайцев, ульчей и гиляков, что в сущности составляет главное богатство современной орнаментики этих племен, тот материал и основной фон, на котором, развертываются все ее сюжеты и из которого складываются такие популярные изобразительные мотивы, как фигуры рыб и петухов.

Наряду с различными вариантами спирального орнамента высокого развития у амурских племен в неолите достигли узоры из переплетающихся друг с другом более или менее широких лент, образующих сетку с ромбическими ячейками — амурскую плетенку.

Узор типа амурской плетенки неолитических амурских племен является бесспорным предком современного узора, хотя уже значительно более развитого и усложненного по форме. В ряде же случаев такой орнамент до сих пор сохраняет свою исходную простую форму и в сущности ничем не отличается от своего неолитического прообраза. Мы видим здесь такие же ромбы, расположенные в шахматном порядке и отделенные друг от друга пустыми полосками фона. «Фон» этот и представляет собой настоящий орнамент, в то время как ромбы являются всего-навсего фоном. Таков, например, орнамент на изданном в свое время еще Б. Лауфером образце, вырезанном из бумаги.

В них еще с большей силой, в еще более концентрированном виде выступают особенности эстетических представлений и художественного мироощущения племен каменного века.

В петроглифах Амура и Уссури нет ни амурской плетенки, ни вертикальных загзагов, выполненных в технике пунктирной гребенки. Здесь вообще напрасно искать такие узоры. 'Вся эта чисто бытовая орнаментика была органически связана с такими предметами, как глиняные сосуды, одежда и различная бытовая утварь из дерева или кости. На первый взгляд может показаться, что петроглифы вообще невозможно связать с современным орнаментальным искусством амурских племен.

Но в действительности в амурско-уссурийских петроглифах не только присутствует, но и занимает первостепенное место кривая линия, имеются различные виды и варианты того же криволинейного узора, который определяет лицо и сущность амурской орнаментики.