Шаманистическая мифология

В других антропоморфных изображениях, связанных с нанайской шаманистической мифологией и культом, такого близкого совпадения с личинами петроглифов не наблюдается. Но замечательно, во-первых, обилие антропоморфных изображений шаманских духов — сеонов, одиночных и групповых. Не менее важны, затем, устойчиво повторяющиеся в них стилистические особенности, характерные приемы оформления. Так, лица скульптурных сесноз обыкновенно оформлены двумя боковыми широкими срезами, с разделяющими их продольным острым ребром — «носом». По сторонам такого ребра почти обязательно сделаны симметрично расположенные маленькие ямки — глаза. В ряде случаев лоб отделен поперечным уступом или ребром от лица. Такое членение лиц скульптурных изображений сеонов, несомненно, связанное с техникой резьбы по дереву, близко напоминает традиционное членение сакачиалянских антропоморфных личин. Еще важнее, с точки зрения проведения таких параллелей, традиционные приемы оформления головы и головного убора нанайских сеонов. Чаще всего верхняя часть лица выделяется, как сказано, особо и имеет вид более или менее высокого треугольника, а в ряде случаев дополнена целой серией вертикальных зубцов, конец которых оформлен, в свою очередь, как маленькие головки — навершия. Такой сеон изображен на таблице XXII — в цитированной книге И. А. Лопатина.

Аналогичные изображения духов имелись у нивхов на Амуре во время Шренка. «Один идол из числа купленных... представлял чурбан с человеческим лицом и рядом зубцов на темени. Каждый зубец был, в свою очередь, обделан в виде человеческого лица».

Такие головные уборы или навершия на головах изображений амурских сеонов снова живо напоминают «лучи» на сакачиалянских личинах и наводят на мысль о генетической связи между ними.