Памятники второй доисторической культуры

Памятники, родственные этой второй доисторической культуре в Чифэне — поселения и могильники, — распространены в Жэхэ и в соседних районах достаточно широко. Все они принадлежат племенам, уже находившимся на .ступени бронзового века, у которых были в употреблении бронзовые кельты, аналогичные по форме и орнаментике карасукским кельтам Южной Сибири, украшенным выпуклыми поперечными полосками-валиками в верхней части. О том, что такие кельты отливались на месте, свидетельствуют каменные литейные формы. Из металла изготовлялись также длинные плоские ножи, простые украшения из медной или бронзовой проволоки в виде спирально свернутых височных колец, черешковые наконечники стрел, аналогичные иньским наконечникам, выпуклые пуговицы с петелькой на вогнутой стороне, аналогичные пуговицам, распространенным в степной полосе Забайкалья, Южной Сибири и Восточной Европы. Из камня выделывались сверленые топоры, близко напоминающие по форме сверленые боевые топоры-молоты из Западной Сибири и Европы, и возможно, указывающие на какие-то западные связи.

Керамика в поселениях и могильниках Чифэна этого времени делится на две группы: краснолощеную и с текстильными, или «веревочными», оттисками на поверхности. Все сосуды — ручной лепки. Среди них имеются типичные триподыли, а также шаровидные сосуды с высоким и низким стоячим горлом, сосуды на высоких поддонах, блюда или чаши с прямыми стенками.

Люди этой культуры хоронили умерших в похожие на плиточные могилы каменных ящиках, составленных из торцевых плит и блоков, впущенных в грунт и перекрытых сверху каменной выкладкой. При мужских костяках в этих могилах найдены наконечники стрел, при женских — украшения в виде бус и височных колец. В могилах найдены глиняные сосуды, в том числе триподили, а также кости собак, оленя, свиньи, овцы, домашнего быка. Костей лошади в могилах найдено не было, но они оказались в культурном слое поселения. Таким образом, люди, оставившие эти памятники, разводили домашний скот, но, вместе с тем, они, надо думать, занимались кроме скотоводства и земледелием.

Возраст второй доисторической культуры Чифэна определяется кельтами карасукской формы и наконечниками стрел, аналогичными наконечникам из иньских памятников. Ее можно, таким образом, датировать временем около XV—X веков до н. э.

Связи со степными областями Азии — Забайкальем, а также Монголией, — нашли, как мы видели, своеобразное отражение в сделанных на месте каменных изделиях Приморья.

Результатом же контактов с носителями .второй культуры Чифэ.на, дунху-прамонголами, явились, вероятно, сосуды с шаровидными боками и стоячим горлом. Нужно думать, что обыкновение расписывать сосуды черной краской распространялось из соседней Маньчжурии того времени, где оно имело место.

Однако, несмотря на столь близкое соседство с Маньчжурией, Монголией и Китаем, в Приморье металлические вещи все же, как мы видели, крайне редки, а вместо них там употреблялись шиферные копии, заменявшие, очевидно, слишком малочисленный и дорогой материал.

Отсутствие развитой бронзовой культуры в Приморье следует объяснить, очевидно, отсутствием удобных для разработки и богатых металлом месторождений меди и олова.

Вторая же причина, возможно, имеет чисто политические корни. Она заключается в полной независимости, а может быть, и изолированности, дальневосточных племен от Китая, от которого их в то время отделяли обширные степные пространства, заселенные древними кочевниками.