Новые черты в украшении сосудов

Вместе с тем прослеживаются новые черты в технике украшения глиняных сосудов. Широко распространяются резные параллельные линии и выпуклые налепные валики, опоясывающие сосуд, иногда расположенные параллельными рядами. Появляется не известное прежде обыкновение украшать сосуды симметрично расположенными налепными шишечками, находящимися в сочетании с поясами из резных горизонтальных линий и налепных валиков, а также часто встречаются сосуды с лощеной до блеска поверхностью, иногда нарочито покрытой тонким слоем малиново-красной краски. Замечательной особенностью' некоторых чаш с поддоном является черное лощение их внутренней поверхности, которая представляет резкий контраст с бурой или красной, наружной стороной таких чаш. Широкое распространение получила прямолинейно-полосчатая роспись на сосудах черной краской по красному фону.

Самым же главным в жизни племен янковской культуры явилось появление нового металла — железа. По-прежнему в употреблении находились шиферные клинки, имитировавшие бронзовые клинки к наконечники копий. Из них особенно интересен клинок, который имеет навершие в виде буквы Т. Аналогичные клинки-кинжалы известны из случайных находок в Приморье. Их навершия близко напоминают навершия бронзовых кинжалов развитого бронзового века Южной Сибири, а также раннего железного века на Алтае. Таковы, например, навершия коротких железных мечей или кинжалов из курганов у села Вавиловки близ Семипалатинска и из курганов у урочища Арагол на Алтае. Однако железо, в том числе чугун, уже были хорошо» известны обитателям полуострова Песчаного, разумеется, так же, как и остальным их соседям-янковцам. В 1956 году в самой верхней части раковинного заполнения жилища 3, на полуострове Песчаном было встречено невыразительное и плохо сохранившееся железное изделие в виде тонкого прутика. В 1960 году снова были найдены железные прутики и среди них железные топоры-кельты. Один топор сохранился полностью, другие лишь частично, но форма всех этих орудий была одна и та же. Они имели вид широких четырехгранных клиньев с прямоугольным в поперечнике сечением.

Д. Саито, специально исследовавший образцы железных орудий из Бицзыво в Маньчжурии, полагает, что они изготовлены из белого литого железа (чугуна). Он считает, что искусство литья железа здесь выросло непосредственно из металлургической практики предшествующей эпохи бронзы, а вещи, найденные в Бицзыво представляют собой один из древнейших в мире образцов изделий из литого железа.

Следует отметить попутно, что железные кельты такого рода в Бицзыво оказались только на материке, то есть в Гаоличай, а на островке Даньтоцзы, где представлена более ранняя стадия культуры, они отсутствовали совершенно. При этом, как пишут японские исследователи, железные инструменты употреблялись вместе с бронзовыми и каменными изделиями. Железные орудия, таким образом, принадлежат, по утверждениям японских археологов, тому времени, когда здесь все еще продолжала существовать неолитическая культура в ее позднейшей фазе. В целом же всю пережиточно-неолитическую культуру К. Хамада называет энеолитической культурой. Замечательным, по словам Хамады, является то, что на этом этапе режущие орудия и оружие обычно делались из бронзы, а земледельческий инвентарь изготовлялся преимущественно из железа. Д. Саито в датировке железных вещей из Бицзыво раннеханьским временем следует за К. Хамадой, относя их к II — I векам до н. з., то есть к эпохе ранней Хань.