Приморье в первом тысячилетии

На протяжении ряда тысячелетий в Приморье развивалась древняя культура каменного века и существовали первобытно общинные отношения; не было эксплуатации человека человеком, отсутствовали классы и государство.

Так было и в то время, к которому относятся поселения янковской культуры. В них нет еще никаких данных, указывающих на закат старых и становление новых общественных отношений. Но общий рост производительных сил, выразившийся в усложнении хозяйственной жизни, и связанное с ним развитие обмена не могли не подтачивать основы древнего общественного уклада. На смену родовому обществу шло новое, разделенное на классы, а вместе с ним и государство, сначала Бохайское, затем Чжурчжэньское.

Господствующую роль в технике играло железо, из которого выделывается производственный инвентарь, обслуживающий такую важную, отрасль хозяйства, как земледельческий труд, а вместе с тем строительное дело. Из него начинают изготовлять мотыги, которыми земледельцы вскапывали землю; топоры, которыми они вырубали кустарник и раскорчевывали пни; серпы, которыми они жали хлеб; плотничьи инструменты для обработки дерева. Из железа должны были изготовляться орудия домашнего труда женщин: иглы, шилья, ножи. Употребление железа означало перелом в росте производительности труда. Оно должно было способствовать крутому подъему экономики приморских племен, а также дальнейшему развитию общественных отношений и культуры древнего населения Приморья.

Вооруженный железным топором, земледелец впервые мог в широких масштабах начать наступление на вековые заросли уссурийской и амурской тайги, строить деревни и укрепленные убежища — зародыши средневековых городов. На основе роста производительных сил вскоре открылся путь к решающим переменам в общественной жизни — от первобытной общины к классовому обществу. Именно такой ход событий рисуется по памятникам сначала раннего железного века, а затем мохэского времени, от которого пролегает прямой путь к первым местным государствам — бохайцев и чжурчжэней.

Отсюда вытекает принципиально иная, чем прежде, оценка места янковской культуры в истории советского Дальнего Востока.

Первоначально, как мы уже видели, время янковской культуры Приморья оценивалось с совершенно определенной точки зрения, высказанной еще М. И. Янковским и (В. П. Маргаритовым. Эти первые исследователи, а за ними и последующие — А. И. Разин, В. К. Арсеньев, Л. H. Иваньев и другие — пришли к выводу о примитивности культуры и крайней отсталости населения Приморья янковской культуры по сравнению с населением других соседних стран.

Контраст между примитивной янковской культурой, с одной стороны, и блестящим расцветом культуры населения Приморья в средние века, с другой, был с их точки зрения настолько резким, что оба исторических лериода открывались друг от друга и разделялись какой-то пропастью.

Культура Бохая и чжурчжэней, с их точки зрения, была для Приморья всего лишь только эффектным экзотическим растением, случайно оказавшимся на дикой, невозделанной почве.

Теперь мы можем с полной уверенностью сказать, что этот старый взгляд, устойчиво господствовавший сто лет, не соответствует фактическому материалу.

Поселениями янковской культуры в прибрежной части Приморья: в действительности представлен определенный и очень важный этап в истории этого края: время существенных прогрессивных изменений в жизни приморских племен, которые подготовили затем переход на еще более высокую ступень экономики, общественного строя и культуры, то есть к классовому обществу и государству.