Раскопки на вершине

Раскопками на вершине Сенькиной Шапки в 1956 году были выявлены многочисленные остатки позднесредневековой чжурчжэньской культуры, а также следы культуры неолита, о чем уже говорилось раньше. Но основная масса находок относится к третьей культурно-исторической эпохе, более поздней, чем неолитические остатки, но несравненно более ранней, чем следы чжурчжэньского времени. Эти находки были связаны с небольшими ямами естественного происхождения, приспособленными человеком для своих целей. Две ямы были выдолблены в выветрившейся поверхности скалы и имели довольно правильные прямоугольные очертания. Здесь найдены остатки очагов, от которых уцелели камни, а также обожженная глиняная обмазка в виде отдельных кусков глины, смешанной с травой или соломой.

К очагам имеют отношение и своеобразные глиняные изделия в виде массивных плиток, одна сторона которых гладкая, а другая сплошь покрыта орнаментом в виде вдавлений ромбического штампа. Орнамент этот имитирует, по-видимому, грубую ткань или скорее циновку. Судя по одной такой плитке, край которой с одной стороны был загнут, они напоминают жаровни или противни. Но очень вероятно, что это были не жаровни, а передние стенки печей. Остальные стенки этих печей могли быть из дерева или камней, земли и глины для замазки щелей, замешанной на траве или камыше; тут же встречаются куски глины.

На самой высокой точке холма, у его обрывистого края, в одном углублении оказались обломки пластинок от составного пластинчатого панциря. Все пластинки тщательно отполированы и имеют правильную прямоугольную форму. По краям их просверлены отверстия для нашивания на кожу. Пластинки были переломаны на мелкие части и лежали беспорядочными скоплениями, перемешанные с золистой массой очага.

В западной части холма, у его края, уцелели остатки сооружения из камней, напоминающие платформу кана.

Таким образом, ,на вершине Сенькиной Шапки во втором этапе ее заселения существовало древнее поселение, обитатели которого оставили значительно более обильные и монументальные следы своей деятельности, чем первые насельники этого места — люди неолитического времени, которым принадлежит архаическая по типу керамика, а также обсидиановые отщепы и готовые каменные изделия.

Люди второго снизу слоя на Сенькиной Шапке строили какие-то жилые наземные сооружения, от которых остались только остатки разрушенных очагов с глиняной обмазкой. Среди этих построек было, по-видимому, и одно жилище с отопительным сооружением в виде кана.

Наличие очага с жжеными кусочками пластинок от костяных лат дает право предполагать, что здесь совершался какой-то обряд, может быть, связанный с почитанием духа этой возвышенности. Такое предположение вполне вероятно, если учесть культ гор у древних обитателей Маньчжурии.